Высшее образование для инвалидов. Доступность высшего образования для инвалидов Дистанционное образование для инвалидов

Содержание

Высшее образование для инвалидов в Петербурге: льготы и правила приема в 2020 году

Высшее образование для инвалидов. Доступность высшего образования для инвалидов Дистанционное образование для инвалидов

«Куда пойти учиться после школы?» — этот вопрос сейчас задают себе одиннадцатиклассники и их родители. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья не исключение.

Однако помимо олимпиад и ЕГЭ их волнует еще наличие доступной среды в учебном заведении и, конечно, льготы при зачислении.

«Литтлван» разобрался, на что в 2020 году могут рассчитывать при поступлении в петербургские вузы абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Выбираем вуз с доступной средой: где искать информацию?

На этапе выбора вуза помощником станет сайт «Инклюзивное образование». Там, помимо прочего, есть данные о том, как в каждом из учебных заведений обстоят дела с доступной средой для инвалидов.

На странице каждого вуза три раздела: «Готовность к обучению слабовидящих», «Готовность к обучению слабослышащих» и «Готовность к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

В них указаны параметры, которые соблюдены (или не соблюдены) в вузе: создана ли безбарьерная среда в учебных корпусах, доступен ли библиотечный фонд для студентов с нарушениями зрения, оборудованы ли аудитории специальными техническими средствами и мобильными устройствами, есть ли необходимое ПО.

Также по всем вопросам, связанным с инклюзивным образованием, можно обращаться на горячую линию Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с ограниченными возможностями (для Санкт-Петербурга телефон горячей линии – 8-800-777-7643, звонки по будням с 9:00 до 17:00). Можно задать вопрос и онлайн на сайте «Инклюзивное образование».

Доступность вузов, особенности поступления и обучения в них ребят с ОВЗ обсуждают и на форуме «Литтлвана» в разделе «Особые дети — МОГУТ!».

Какие льготы есть?

При поступлении на бюджетное отделение действуют единые льготы для абитуриентов с ОВЗ. Главных преимущества три: особая квота для абитуриентов-инвалидов, право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими претендентами (при поступлении не по квоте), возможность выбрать вступительное испытание вуза вместо результатов ЕГЭ.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

Дети-инвалиды (до 18 лет), инвалиды I и II групп и инвалиды детства поступают в рамках установленной квоты — 10% от общего количества бюджетных мест. По этой квоте поступают не только абитуриенты с ОВЗ, но еще и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Чтобы воспользоваться квотой, абитуриенты должны преодолеть на ЕГЭ минимальный порог баллов, установленный вузом. Впрочем, можно поступать не по результатам ЕГЭ, а по итогам вступительных экзаменов, организованных самим университетом для лиц с ОВЗ.

Помимо квоты, у абитуриентов-инвалидов есть преимущественное право зачисления (при одинаковом количестве баллов, например). В остальных вузах условия примерно такие же.

Подробнее о правилах приема в СПбГУ в 2020 году можно прочесть здесь, о доступной среде – здесь.

Необходимые документы: справка об инвалидности, оригинал документа об образовании, согласие на зачисление (этот набор также одинаков для всех вузов). А вот заключение медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения, которое требовалось еще недавно, в СПбГУ теперь не нужно.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)

Как и в других вузах, в Политехе абитуриенты с ОВЗ имеют право поступить и по результатам ЕГЭ, и по итогам вступительных испытаний в университете.

Для слепых абитуриентов задания оформляются шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере со специальным ПО (с его помощью можно также выполнять упражнения). Для слабовидящих обеспечивается мощное освещение, а задания оформляются крупным шрифтом.

Глухим и слабослышащим предоставляют звукоусиливающую аппаратуру или сурдопереводчика, слепоглухим — тифлосурдопереводчика. Абитуриентам с нарушениями речи разрешается выполнять устные задания письменно, а с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наоборот, письменный экзамен — устно.

В некоторых случаях экзамены проводятся дистанционно. Чтобы поступающему обеспечили эти условия, нужно указать на их необходимость в заявлении о приеме.

Количество мест по квоте для каждого факультета СПбПУ можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза. А о том, как в Политехе организован учебный процесс для студентов-инвалидов и с ОВЗ, — в специальном положении.

Санкт-Петербургский горный университет

В Горном, в отличие от Политеха, дистанционные экзамены не практикуются. В остальном все так же — абитуриенты с ОВЗ вместо ЕГЭ могут сдать вступительные в вузе. Кстати, при необходимости на таком экзамене с поступающим будет находиться ассистент — сотрудник университета, который поможет занять место за столом, прочесть или оформить задание.

Количество мест по квоте по каждому факультету можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза.

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)

Статистика университета гласит, что «ЛЭТИ» успешно окончило более 300 человек с ОВЗ. Здесь создана отличная доступная среда, особенно это касается технического оснащения: есть все, от тифлокомпьютеров до брайлевских принтеров и передового ПО.

В «ЛЭТИ» также действуют квоты, есть право выбора — результаты ЕГЭ или вступительные испытания в вузе, на которых (если заранее указано в заявлении) предоставляется ассистент и оказывается техническая помощь. В некоторых случаях экзамены проводятся дистанционно.

Количество мест по квоте по каждому факультету можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ)

Это единственный в Петербурге вуз, на базе которого работает Ресурсный учебно-методологический центр (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (всего таких в России 16).

Он был создан для развития инклюзивного высшего образования не только в РГПУ, но и во всем регионе.

РУМЦ занимается профориентацией школьников с ОВЗ, повышением квалификации вузовских работников, подготовкой учебных комплексов и программ, трудоустройством выпускников с инвалидностью.

Условия поступления абитуриентов-инвалидов и с ОВЗ такие же, как и в перечисленных выше вузах.

Количество мест для поступающих по особой квоте можно уточнить в специальной таблице на сайте вуза.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

При вузе работает научно-методический ресурсный центр инклюзивного и дуального образования. Здесь создают комфортную среду для студентов с ОВЗ: разрабатывают специальные образовательные программы, оснащают аудитории и библиотеки техническими средствами и ПО, оборудуют в классах специальные рабочие места.

Абитуриенты с ОВЗ имеют все положенные льготы. Информацию о квотах и особенностях поступления сморите в специальной таблице на сайте вуза.

Читайте по теме:

1

1

2444

Источник: https://littleone.com/publication/5520-vysshee-obrazovanie-dlya-abituriantov-s-ovz

инвалидность и реабилитация Букварь ТСР, Каталог сайтов, страниц и групп в социальных сетях

Высшее образование для инвалидов. Доступность высшего образования для инвалидов Дистанционное образование для инвалидов

НАША АКАДЕМИЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВОЙ
В.А.Чистяков СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта

Современные информационно-педагогические технологии дистанционного обучения. сочетая в cебе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигаются на передние позиции массовой образовательной деятельности, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.

Развитиe глобальных информационных технологий, постоянное совершенсшенствование их структуры и качества предоставляемых услуг позволяет в настоящее время обеспечить эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство.

Дистанционное обучение (ДО) – это возможность для инвалида получить профессиональное образование.

Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями к ДО являются: – возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах; – возможность заочного зачисления в вуз по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на ДО); – нерегламентированная общая и “курсовая” продолжительность обучения; – дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов; – возможность консультаций по телефону, Internet или по почте; – льготная стоимость обучения; – безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте). Следует отметить, что во всех Российских вузах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое (до нескольких тысяч долларов за семестр). Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате ДО делается скидка (до 30%). Можно констатировать, что на сегодняшний день предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность. А отсюда, как следствие, бурный рост предложений. Три года назад суммарное количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. Каково же было мое удивление, когда в начале марта 2004 года я обнаружил в Internet более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов. Как же обстоят дела с дистанционным обучением в СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта? В нашей Академии создана, пожалуй, самая современная система дистанционного обучения. Система адаптирована к задачам, стоящим перед вузами физической культуры. Разработан и апробирован алгоритм сжатия информации, позволяющий резко сократить время обмена информацией между сервером и конечным пользователем. Система не критична к типу операционной системы (начиная с Windows 95) конечного потребителя информации. Создана и постоянно используется технология издания мультимедийных учебников и учебных пособий. В разработке системы дистанционного обучения, созданной в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. II. Ф. Лесгафта, принимали участие сотрудники Академии, являющиеся признанными специалистами, как и России, так и за рубежом в области адаптивной физической культуры, психологии и физиологии инвалидов, суммарный стаж научно-практической деятельности которых, насчитывает десятки лет. И чего же не хватает? Наша беда – это катастрофическое отсутствие денег. Многие вузы физической культуры выделяют серьезные деньги для поддержания своих сайтов, наша же Академия, к сожалению, испытывает трудности с оплатой выделенной линии подключения к Интернету сервера для организации полномасштабного дистанционного обучения, хотя все научные и технические предпосылки для этого созданы. К счастью, в отечественном опыте есть примеры успешного решения подобного рода проблем. Так депутаты Законодательного собрания Челябинской области еще в 2002 году предусматривали в бюджете-2003 расходы на создание в городах Южного Урала центров дистанционного обучения инвалидов. Челябинский государственный университет создал целую систему обучения инвалидов и планирует ее расширение (Челябинская ГРТК, 04.12. 2002).

Аналогичным образом решаются задачи в Алтайском крае, в Общественном объединении по защите инвалидов с детства “АКСАНА. (Татария). Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки положение с системой дистанционного обучения инвалидов в сфере физической культуры и спорта необходимо, как можно скорее, организовать на базе крупнейшей Российской Академии физической культуры, а именно СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта Федеральный центр, имеющий свой бюджет и перспективный план работы. По возможности, укомплектовать его специалистами, получающими достойную зарплату, хотя опыт нашей академии, – это опыт энтузиастов. Следует понимать, что выделяемые финансовые ресурсы в первую очередь будут направлены на обучение инвалидов, на решение важнейших реабилитационных и образовательных задач.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Источник: http://inva.info/school/dist3.htm

Образование для инвалидов в 2020 году: как проходит дистанционное обучение и переобучение, льготы при поступлении в ВУЗ

Высшее образование для инвалидов. Доступность высшего образования для инвалидов Дистанционное образование для инвалидов

Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

ВариантУсловия здоровьяСуть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программеНе выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки.Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обученияНарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух.Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развитияЛёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья.Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развитияВсе лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени.Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

Аттестация также проходит через интернет. Что касается защиты курсовых и дипломных работ, иногда может требоваться личная явка в учреждение. Дистанционное обучение для инвалидов может быть совмещено с другими формами.

Обучение на дому лиц с ОВЗ

Если человек не имеет возможности регулярно посещать учебное заведение, он имеет право получать образование на дому. Для реализации нужно взять заключение от экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения. О том, чтобы обучать человека на дому, могут ходатайствовать как сотрудники учебного заведения, так и родители, либо сам обучающийся.

Учебное заведение утверждает особое расписание для обучающихся на дому. Специально для них выделяются специалисты из числа сотрудников школы. Преподаватели посещают таких детей в соответствии с расписанием.

Выбравшие домашнее обучение лица проходят аттестацию и получают оценки. Если обучение проходит по общеобразовательному варианту, данные аттестации заносятся в общий журнал. Ребёнок с умственной отсталостью получает оценки в отдельный журнал.

Если возникает ситуация, когда требуются дополнительные расходы на обучение, заведение может потребовать от родителей их компенсации. Обучающиеся на дому имеют право на получение бесплатных учебников. Им по запросу предоставляется любая литература из библиотеки заведения.

Что такое адаптированная программа обучения

Каждый человек с особенностями здоровья, мешающими обучаться по общей программе, должен делать это по адаптивной программе. Она предполагает формы изложения учебного материала, приспособленные под возможности инвалида. Также может варьироваться количество часов, необходимых для обучения.

Изменения вносятся и в методы аттестации после прохождения учебного плана.

Адаптированная программа предполагает наличие коррекционных занятий. Если обычные занятия направлены на накопление академических знаний, то целью коррекционных занятий является выработка жизненных компетенций. Это умения, которые помогут человеку в будущем приспособиться к самостоятельной жизни.

Прием инвалидов в вузы

Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.

До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.

Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.

В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.

Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.

Обучение пожилых инвалидов

В законодательстве нет дискриминации людей с ограниченными возможностями по возрасту. Льготы и гарантии положены как детям, так и взрослым.

Следующие категории взрослых лиц имеют право на обучение в вузах по особой квоте:

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Инвалиды с детства;
  • Получившие инвалидность во время несения военной службы.

Для тех, кто не желает получать высшее образование, предусмотрены бесплатные курсы от региональных центров социального обслуживания.

На этих курсах пожилые люди с инвалидностью могут получить информацию по улучшению качества своей жизни. Например о том, как получить положенные по закону льготы.

Центрами социального обслуживания в регионах проводятся курсы для инвалидов пожилого возраста по владению компьютером. По окончании обучения им выдаются сертификаты.

Пожилые инвалиды могут пройти курс переобучения в центре занятости населения.

Образовательные льготы инвалидам

Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:

  • Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
  • Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
  • В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
  • Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
  • Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
  • Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.

Как оформить налоговый вычет

Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.

Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • Договор с образовательным учреждением;
  • Чеки об оплате обучения;
  • Реквизиты для перечисления вычета.

Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:

  • Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
  • Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
  • Документы, подтверждающие опекунство;
  • Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.

Максимальные суммы вычета:

  • За себя – 15600 рублей;
  • За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.

Центры обучения для инвалидов

В России есть несколько специализированных учебных заведений для людей с ОВЗ:

  • Государственный специализированный центр искусств;
  • Новосибирский институт социальной реабилитации;
  • Челябинский государственный университет;
  • Московский государственный педагогический университет;
  • Московский областной государственный институт физкультуры.

Наилучшие условия для обучения и переобучения людей с инвалидностью присутствуют в центрах и вузах, расположенных в крупных городах. Новосибирский институт социальной реабилитации оборудован не только необходимыми для свободного перемещения инвалидов устройствами, но и имеет в своём штате множество специалистов по сурдопереводу.

Государственный специализированный центр искусств в Москве позволяет студентам с инвалидностью обрести творческую профессию. Классы хорошо оборудованы, регулярно проводятся театральные постановки с участием студентов. Существует специальная театральная площадка для неслышащих актёров.

Таким образом, существует много учебных заведений, куда могут пойти учиться инвалиды. Существуют учебные заведения, полностью направленные на обучение и переобучение лиц с ОВЗ. Также действуют школы, вузы и профессиональные училища, где обучаются вместе люди с инвалидностью и без неё.

Источник: https://invalid.expert/obuchenie-invalidov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.