Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Тренинг на профилактику эмоционального выгорания

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания для педагогов

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Тренинг на профилактику эмоционального выгорания

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

 Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

 I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.

Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей.

К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

 5. Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 — Что мешает Вам находиться наверху?

 — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

Актуальность темы

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания.

От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании».

Ситуации крайнего эмоциональногонапряжения приводят к ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Цель тренинга:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи:

– создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;

– познакомить участников тренинга с приемами саморегуляции;

– научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания».

Организация тренинга: группа педагогов 15-20 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно перемещение по кабинету.

Продолжительность – 1,5 – 2 часа.

Тренинговое занятие для педагогов

«По формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания»

Вводная часть

1. Упражнение «Знакомство по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности.

Инструкция: Каждый называет свое имя и со словами «я умею делать вот так, показывает любое действие», повторяя действия предыдущих 3 человек.

Анализ:

Трудно ли было показать действие и почему?

2. Упр. «Поменяйтесь местами те кто…»

3. Упражнение “Карусель общения”

 Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

Основная часть

Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание» из-за напряжения и стрессов. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье.

3. Упражнение «Дерево»

 4. Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Источник: https://multiurok.ru/files/trening-po-profilaktike-emotsionalnogo-vygoraniia.html

Тренинг

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Тренинг на профилактику эмоционального выгорания

  • Кузнецова Алена Анатольевна

  • 1 квалификационная категория

  • Г.Краснослободск, Среднеахтубинский район, Волгоградская область.

  • МОУ СОШ №4 г.Краснослободска

  • психология

  • Мероприятие

  • Педагоги

  • 50 минут;

Пояснительнаязаписка

Профессияпедагога обладает огромной социальнойважностью, так как на учителя ложитсябольшая ответственность не только заобучение, развитие, воспитание ребенка,но, и за его психическое здоровье испособность к адаптации.

Обществоожидает от учителя умения: корректироватьразличные социальные проблемы (алкоголизм,наркомания, асоциальное поведение детейи подростков и др.

), вооружить учащихсязнаниями, умениями и навыками, удовлетворятьпотребности детей с особенностямиразвития и содействовать моральному иэтическому их развитию.

От здоровьяпедагога во многом зависит и здоровьеученика.

Действие многочисленныхэмоциогенных факторов, как объективных,так и субъективных вызывает нарастающеечувство неудовлетворенности, накоплениеусталости, что ведет к педагогическимкризам, истощению и выгоранию самогопедагога.

Результатом этих процессовявляется снижение эффективностипрофессиональной деятельности педагога(Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан, Н. А. Аминовой,Л. Г. Федоренко, Г.Гринберг).

Профессияпедагога относится к классу профессийтипа “субъект- субъект”, которыенаиболее подвержены влиянию психическоговыгорания.

Синдромэмоционального выгорания – этонеблагоприятная реакция специалистана рабочие нагрузки, включающая в себяпсихологические, психофизиологическиеи поведенческие компоненты.

Профилактикаэтой проблемы педагога может происходитьне только в русле индивидуальнойпсихологической помощи специалисту,но и в рамках участия в группахсоциально-психологических тренингови личностного роста.

Именно поэтомувашему вниманию представлена разработказанятия с элементами тренинга дляпедагогов.

Данная разработка была мноюапробирована на районном методическомобъединении педагогов-психологоврайона, среди учителей общеобразовательногоучреждения.

Ожидаемыерезультаты: умение педагогов владетьприемами и способами саморегуляции ивосстановления себя; снижение«эмоционального выгорания» у педагогов;повышение уровня эмоциональной культурыпедагога.

Планпроведения:

Проведениетренинга включало в себя следующиеэтапы:

– организацияобучения  (готовность к работе);

– информированиеспециалистов о  причинах, симптомахи последствиях эмоционального выгорания(знания);

–  диагностика(в т.ч. самодиагностика);

– ознакомление с критериями эмоционального благополучияи психологического здоровья, основнымиакмеологическими целями (осмыслениеконечной цели обучения);

– обучениеметодам  активизации личностныхресурсных состояний и снятия стресса(обучение для достижения цели), в т.ч.формирование  навыков:

  • эффективного взаимодействия с коллегами,   руководителями;

  • конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  • развития креативности;

  • психологической саморегуляции.

Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГАИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Бодрое ивеселое расположение духа – не толькобогатый ис­точник жизненного наслаждения, но в то же время и сильнаяохрана характера.

С.Смайлс.

Цель тренинга:

-Знакомство с понятием профессиональное”выгорание”, его характеристикамиособенности проявления признаковвыгорания, выделение источниковнеудовлетворения профессиональнойдеятельностью.

– Анализсобственных источников негативныхпереживаний, выявление ресурсов.

– Снятиенапряжения, получение психологическойподдержки.

Материалыи оборудование: ветки дерева,разноцветные листья из цветной бумага,атласные ленты, старинная прялка, бумага,ручки, макет рыбы, рыбки, аквариум

Ход тренинга:

1. Информация

Представьте,что в вашей квартире включены различныеэлектрические приборы. Счетчик лихорадочнокрутится, наматывая киловатт -часыэлектроэнергии.

В какой-то моментнапряжение становится столь велико,что вылетают пробки, все приборывыключаются, свет гаснет. Пробки -этозащита от пожара. То же самое происходити с человеком под действием постоянныхпрофессиональных и психологическихстрессов.

В психологии такое «эмоциональное»выключение человека получило название«синдром эмоционального выгорания».

По мнениюизвестного психолога Виктора Бойко,«эмоциональное выгорание-это выработанныйличностью механизм психологическойзащиты в форме полного или частичногоисключения эмоций в ответ на избранныепсихотравмирующие воздействия».

Другимисловами, выгорание позволяет человекудозировать и экономно расходоватьэнергетические ресурсы.

Выгорание-этосвоеобразный уход, если хотите,психологическая размолвка человека сработой в ответ на продолжительныйстресс, фрустрацию или разочарование,при этом у человека возникает ощущение,что он больше не может жить так, какраньше.

Самыйпоказательный симптом выгорания – этоизменение отношения человека к своейработе, к своим профессиональнымобязанностям.

Здоровый, мотивированныйчеловек приходит на свою работу сположительными эмоциями, заряженныйэнергией, ему все нравится, он «рветсяв бой», готов делать практически все.

Когда наступает эмоциональное выгорание,он становится безразличным и циничнымк своей работе, к коллегам по работе.

Иногдасиндром эмоционального выгоранияназывают «синдром менеджера», в Японии«синдром Кароши», по названию города,в котором был официально зафиксированпервый случай смерти работника отпереутомления.

Впрочем как СЭВ ниназывай, причины его возникновениявсюду одинаковы – трудоголизм, хроническаяпереработка и постоянный стресс..

Ипоражает СЭВ, в первую очередь, наиболееработоспособных, добросовестных иответственных работников.

В группериска СЭВ, прежде всего, находятся теспециалисты, которые по роду своейдеятельности имеют широкий круг контактовс людьми (врачи, учителя, психологи…).

Дело в том, что нервная система человекаимеет некоторый «лимит общения», тоесть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченномуколичеству людей.

Если их число больше,неизбежно наступает истощение, а современем и выгорание.

2. Разминка

Нашесегодняшнее занятие мы решили посвятитьпрофилактике эмоционального выгоранияпсихологов района.

1. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ«Укрась дерево»

Цель:Установление контакта между участниками,разрушение привычных стереотиповприветствия, развитие креативности.

Обратите внимание на наше одинокоедерево. У каждого из вас есть листочкиразного цвета. Я попрошу вас взять одиниз них (любого цвета) и помочь нашемудереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, ктовыбрал зеленый лист, ожидает успех насегодняшнем занятии.

Тех, ктовыбрал красный – желают общаться.

Желтый- проявят активность.

Помните, что красотадерева зависит от вас, от ваших стремленийи ожиданий. Все в наших руках!

2. УПРАЖНЕНИЕ«Ранжировнаие». (Обсуждение только пожеланию)

Уважаемыеколлеги! Предлагаю вам проранжироватьследующие понятия»

  • деньги,

  • семья,

  • дети,

  • я,

  • работа.

Вам необходимопоставить цифры «1»-напротив самоговажного для вас понятия, «2»- -напротивменее важного для вас в жизни и т.д.

Далеепроводится обсуждение приоритетныхвыборов. При обсуждении подчеркиваетсясамоценность человека, его «Я». Если«Я» находится на 4-5 местах- это можетспособствовать эмоциональному выгоранию.

3. УПРАЖНЕНИЕ«Я – дома, я – на работе»

Разделитьлист пополам. Составить 2 спискаопределений (как можно больше) «Я –дома», «Я – на работе». Как вариант можнопредложить составить списки определений«Дома я никогда», «На работе я никогда».Это позволит выйти на имеющиеся стереотипыповедения, мышления.

Проанализировать:

– похожиечерты,

-противоположные черты

-одинаковые качества, проявляющиеся вразных модальностях

-отсутствие общих черт

– какойсписок было составлять легче; какойполучился объемнее?

– какововаше отношение к тому, что в характеристикахесть заметные различия…

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/267331/141157/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.