Типы умственной отсталости детей. Умственная отсталость легкой степени

Дети с легкой умственной отсталостью

Типы умственной отсталости детей. Умственная отсталость легкой степени

Определение 1

Умственная отсталость— это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка в развитии психики либо ее неполное развитие, проявляющиеся нарушением интеллекта, вызванным патологией головного мозга, и ведущие к социальной дезадаптации.

Под умственной отсталостью (УО) понимают задержку развития или неполное развитие психических показателей человека, которые появились с самого рождения или же стали приобретёнными в результате травмы, тяжелой инфекции, социальной запущенности.

В большинстве случаев причиной умственной отсталость является органические поражения головного мозга, умственная отсталость проявляется в снижении интеллектуальных способностей и приводит к тому, что человек не в состоянии адаптироваться к нормальной жизни в обществе.

Помимо интеллекта при умственной отсталости неправильно формируются и функционируют речевые навыки, моторные навыки, эмоции.

Следует так же отметить, что термин умственная отсталость подразумевает не только психическую задержку развития, вызванную патологией головного мозга, но и так же задержку психического развития вызванного социальной запущенностью. Умственную отсталость определяют по степени недоразвитости интеллекта, чаще всего не учитываю причины ее появления.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Понятие умственная отсталость следует отличать от такого понятия как деменция. В первом случае уровень интеллекта никогда не доходит до нормальных показателей, в случае деменции уровень интеллекта человека с нормального постепенно доходит до сниженного. Умственную отсталость обычно определяют с помощью традиционных психологических тестов, направленных на установку коэффициента интеллекта.

Степени умственной отсталости

На сегодняшний день существует несколько классификаций, которые определяют степень умственной отсталости.

Традиционная классификация, которая использовалась ранее, выделяет три вида умственной отсталости:

  • дебильность – самая легкая форма умственной отсталости, чаще всего эта форма приобретается в результате органических поражений головного мозга в утробе матери;
  • имбецильность — средняя форма умственной отсталость, эта степень чаще всего обусловлена задержкой развития в первые годы жизни ребёнка;
  • идиотия — самая тяжёлая степень УО, при этой форме у больного не сформировано мышление и речь.

На сегодняшний день использование выше приведенных терминов является устаревшим. Эти термины вышли за пределы медицинского использования, приобрели негативную коннотацию, поэтому сегодня более правильно использовать термины МКБ-10.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра умственная отсталость подразделяется на 4 основные степени:

  • лёгкая
  • умеренная
  • тяжелая
  • глубокая

Легкая степень умственной отсталости соответствует дебильности. При этой степени IQ равен 50—69, умственное развитие соответствует возрасту 9-12 лет.

Умеренна степень умственной отсталости соответствует имбецильности, коэффициент интеллекта равен 35—49, умственное развитие соответствует возрасту 6-9 лет.

Тяжела степень умственной отсталости соответствует тяжёлой имбецильности, при этом IQ составляет 20—34, а умственный возраст равен 3—6 лет.

Глубокая степень УО соответствует идиотии, коэффициент интеллекта менее 20, а возраст умственного развития соответствует возрасту до 3 лет.

Легкая степень умственной отсталости

При легкой степени умственной отсталости не следует считать, что ребенок не сможет нормально существовать в социуме, это так же не говорит о том, что развитие ребенка остановлено. Такой ребенок конечно же продолжает развиваться, однако это развитие носит особенные черты, и протекает аномальным образом.

Несмотря на то, что мозг пострадал, развитие все же происходит.

К счастью на сегодняшний день детей с диагнозом умственная отсталость в легкой степени рождается больше чем с УО в умеренной или тяжёлой степени, а это значит, что большинство детей с диагнозом умственная отсталостью имеют шанс на вполне нормальную взрослую жизнь.

Помимо того, что дети с легкой степенью умственной осталось не успевают за своими сверстниками в интеллектуальном развитии, часто они так же отстают и в физическом развитии, так же могут наблюдаться нарушения в психической и эмоционально-волевой сфере. Следует отметить, что чем старше становится ребёнок, тем в больше степени проявляется симптоматика умственной отсталости. Детям с таким диагнозом крайне необходимо как можно раньше начать проводить комплекс оздоровительных мер.

При легкой степени умственной отсталости на первый взгляд может показаться, что ребенок ничем не отличается от своих сверстников.

У детей с подобным диагнозом сохранено функционирование эмоционально-волевой сферы и механическая память, однако запоминание информации происходит сложно, внимание рассеяно, его трудно привлечь и удержать длительное время.

Для детей с диагнозом умственная отсталость легкой степени типичным является конкретно-описательный тип мышления, но абстрактное мышление практически отсутствует, они способны понять только внешнюю сторону вопроса.

Детям сложно понять то что они не могут увидеть или потрогать, они не осознают такие понятия как «время», «пространство». У ребенка с подобным диагнозом зачастую страдает и речевые навыки, их словарный запас скудный, правильное построение предложений вызывает трудности, звуки произносятся неправильно.

Однако бывают случаи, когда у детей с легкой УО наблюдаются признаки одаренности, например, у них может быть превосходная механическая память, способность к рисованию, музыкальный слух. В жизни детей с подобным диагнозом на первое место выходят эмоции, которые являются актуальными в конкретный момент, их деятельность не является целенаправленной, чаще всего дети ведут себя импульсивно, реже заторможено.

Дети с легкой степенью умственной отсталости не могут справиться с традиционной общеобразовательной программой. Такие дети должны обучаться или в специальном коррекционном учреждении, или в коррекционном классе.

Обучение детей с подобным диагнозом основано на конкретно-наглядных методах. Больные вполне могут адаптироваться к нормальной самостоятельной жизни, могут освоить не сложную профессию и заниматься трудовой деятельностью.

Наблюдением и лечением детей с умственной отсталостью занимаются психиатры, психологи, логопеды, педагоги.

Формы умственной отсталости легкой степени

Легкая степень умственной отсталости подразделяется на несколько форм:

  • при легкой форме коэффициент интеллекта равен 65—69
  • при умеренной форме коэффициент интеллекта соответствует 60—64
  • при тяжёлой форме коэффициент интеллекта варьируется от 50 до 59.

Согласно международной классификации болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10) легкой умственной отсталости соответствует диагноз под кодом F70. Для того, чтобы уточнить степень используется цифра после кода, например, f70.0 – минимальные расстройства поведения или их полное отсутствие, f70.1 – серьезные поведенческие нарушения.

Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости

Не сложно сделать вывод, что дети с диагнозом умственная отсталость в лёгкой степени являются особенными, поэтому и образовательный подход для них требуется специальный.

В отличии от своих здоровых сверстников упор в обучении детей с умственной отсталостью делается не на овладение большего количества учебной информации, а в первую очередь на развитие способностей к самостоятельной жизни, на повышение уровня социальной адаптации, на усвоение основных жизненно необходимых компетенций.

Такие дети после окончания школы должны уметь жить и взаимодействует с окружающими их людями, в частности, они должны уметь совершать покупки в магазине, пользоваться услугами поликлиники, почты, банка и могли устроиться на работу для того, чтобы полноценно существовать.

Для таких детей основным видом деятельности является трудовая. Дети тратят много времени для того, чтобы овладеть некоторыми туровыми навыками. Основу образовательной программы детей с легкой степенью УО составляет трудовое обучение.

Педагогам так же необходимо выявить потребности и способности таких учеников, какой род деятельности им больше подходит, больше нравится и каким будет проще овладеть.

Для того, чтобы сформировать правильные выводы педагоги и психологи, которые работают с такими детьми, должны давать ребенку постоянное педагогическое и психологическое сопровождение во время обучения.

Если дети с подобным диагнозом не получают своевременную качественную педагогическую и психологическую помощь, у них появляется риск стать не дееспособными и не адаптироваться в окружающей их действительности, вот почему так важно вовремя диагностировать патологию.

Труд педагогов и психологов в работе с подобными детьми трудно переоценить, от учителей требуется огромное терпение и профессиональное мастерство. Перед педагогами стоит сложная задача с помощью коррекционных методов компенсировать недостатки развития.

Если работа педагога и психолога проведена правильно, то такие дети в будущем вполне могут адаптироваться к жизни в социуме, смогут найти работу и создать свою семью.

Замечание 1

Следует так же отметить, что диагностика умственной отсталости в легкой степени достаточно сложна, этот диагноз можно спутать с рядом других патологий, например, с задержкой психического развития. Для того, чтобы правильно определить заболевание необходимо своевременно и тщательно обследовать ребенка.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/deti_s_legkoy_umstvennoy_otstalostyu/

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Типы умственной отсталости детей. Умственная отсталость легкой степени

Расстройства психического развития

22.11.2017

8.4 тыс.

5.6 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Умственная отсталость — типы, степени, причины, симптомы и особенности отклонений в развитии (95 фото и видео)

Типы умственной отсталости детей. Умственная отсталость легкой степени

Умственной отсталостью называют поражение ЦНС, при котором происходит иное развитие человека с нарушением познавательной деятельности. В результате человек испытывает значительные затруднения с решением элементарных задач, у него происходит торможение общего развития и проблемы во взаимодействии со сверстниками.

Важно вовремя распознать этот диагноз для того, чтобы не подвергать больного ребенка наказаниям и еще большему стрессу.

Характеристика умственной отсталости

К симптомам данной патологии относят:

  • Недоразвитость моторики.
  • Сильные нарушения речи, затруднения в составлении предложений.
  • Замедление или полное отсутствие мышления.
  • Плохая ориентация в пространстве.
  • Сильная возбудимость, или наоборот — торможение.
  • Плохая память и концентрация внимания.

Причины умственной отсталости

К причинам возникновения такой патологии у ребенка относят:

  • Интоксикацию женщины препаратами во время вынашивания плода.
  • Перенесение тяжелых инфекционных болезней во время беременности женщины.
  • Дистрофия матери во время беременности.

  • Различные травмы плода во время вынашивания или во время родовой деятельности. Они могут возникнуть во время сдавливания головы новорожденого или при быстрых родах с участием щипцов.
  • Заражение плода глистами.
  • Наследственный фактор имеет большое значение.

    К примеру, число хромосом определяет болезнь Дауна, при которой их количество превышено на одну единицу.

  • Воспалительные заболевания мозга плода.
  • Нарушение обмена белков в детском организме может привести к развитию тяжелой формы заболевания.
  • Загрязнение окружающей среды.

  • Употребление матери алкогольных и наркотических веществ во время вынашивания плода.

Все эти причины могут привести к возникновению данной патологию. Женщине, которая вынашивает ребенка, нужно внимательно следить за своим здоровьем для избежания возникновения отсталости у своего будущего чада.

Степени заболевания

Выделяют несколько вариантов умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая степень. Расскажем о них чуть подробнее.

Легкая умственная отсталость нередко подразумевает дебильность. Это слово ошибочно вошло в запас отечественных граждан в качестве ругательства, однако в сущности оно подразумевает лишь особенности развития.

Дебилы могут учиться в одном классе с другими детками и почти ничем не отличаться от них, разве что вялостью и отсутствием инициативы. Такой ребенок может достичь успехов в случае правильного воспитания.

Умеренная степень умственной отсталости называется имбецильностью. Такие дети обучаются с трудом и имеют скудный словарный запас (около трехсот слов). Они могут учиться дома или в специальных школах и в результате получить базовые знания. Навыками самообслуживания имбецилы обладают вполне хорошо.

Глубокой степенью отсталости называют идиотией. Идиоты неспособны адекватно мыслить и разговаривать, обращенной к ним речи они вовсе не понимают.

Такие дети не могут самостоятельно ухаживать за собой, и поэтому нуждаются в постоянной помощи от родителей.

Такие больные не всегда отличают «своих» от «чужих», и могут испытывать только базовые эмоции: удовольствие и неудовольствие. В последнем случае негодование выражается сильным криком и агрессией.

Правила обучения отсталых детей

При легкой умственной отсталости учебный план обычной школы может соблюдаться. Ребенок способен осваивать базовые знания и неплохо адаптироваться в социуме.

Можно занять ребенка дополнительными репетиторами, однако в этом пункте важно не переусердствовать и не вызвать у чада стресс и переутомление, которые могут усугубить психическое состояние ученика.

Дети со средней степенью умственной отсталости могут обучаться в специализированных школах или на дому, и таким образом освоить все необходимые знания.

Такой ребенок может самостоятельно осуществлять такие дела, как подметание или уборка, и хорошо освоить программу 3-4 класса обычной школы.

Вывод

Обучение детей с умственной отсталостью первого и второго типа должно проводиться без сильного нервного напряжения для того, чтобы чадо не испытывало неприязни к школе и самому процессу познания. Важно создать ему мотивацию для обучения в школе.

Фото умственно отсталых детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:    

Источник: https://detkiexpert.ru/umstvennaya-otstalost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.