Сухарева детская психиатрия. Сухарева, Груня Ефимовна: биография

Еврейский гений: Груня Сухарева, первооткрывательница детского аутизма

Сухарева детская психиатрия. Сухарева, Груня Ефимовна: биография

Что ни гений — то с еврейскими корнями, не в первом, так в третьем поколении. Конечно, не каждый еврей — новатор (и наоборот), но факт остается фактом: множество революционных теорий, новых направлений, открытий в абсолютно разных областях были сделаны именно сыновьями и дочерьми народа Израиля.

По закону доминирующей нации, ученые и изобретатели с еврейскими корнями, жившие в Российской империи, а затем в СССР, автоматически становились русскими (даже если были родом из Украины или Беларуси), живущие в США — американцами, в Германии — немцами… Но сами евреи, к какой бы нации их не приписывали, о своем настоящем происхождении помнили.

JewishNews.com.ua запускает новый проект — «Еврейский гений», — в рамках которого мы будем вспоминать ученых, основателей компаний и изобретателей с еврейскими корнями, которые создали то, без чего сегодня мы свою жизнь не представляем. 

Первый цикл статей будет посвящен психологам и психиатрам с еврейскими корнями, а начнем мы с киевлянки Груни Сухаревой.

11 ноября 1891 года в Киеве в семье Хаима Файтелевича и Рахили Иосифовны Сухаревых родилась девочка Груня, которой было суждено стать основоположником детской психиатрии в СССР.

О ее детстве и родных почти ничего не известно — к сожалению, в строгих биографических справках нет информации даже о том, кем по профессии были ее родители.

Но, вероятно, это были люди достаточно образованные и неплохо обеспеченные, раз смогли позволить своим дочерям, Груне и Марии, учиться — и не на швей или учительниц, а на врачей.

Медицинский институт

В 1915 году Груня Сухарева окончила Киевский женский медицинский институт и работала врачом эпидемиологического отряда, где она и заинтересовалась психическими расстройствами, которые часто проявлялись у инфекционных больных (кстати, ее сестра Мария тоже была детским инфекционистом). Потом Груня увлеклась детской психиатрией, да так, что не осталось ни одного ее раздела, в изучение которого она не внесла бы значительный вклад.

С 1917 года началась ее карьера психиатра в Киевской психиатрической больнице, а потом Груня отправилась в Москву, где работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования.

В 1933 году Груня вернулась в Украину и стала заведующей кафедры детской психиатрии Харьковского психоневрологического института.

В 1935 она году защитила докторскую диссертацию и создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей в Москве, которую возглавляла до 1965 года.

Детский психиатр

Груня Сухарева стала первооткрывательницей детского аутизма, впервые выделив и описав его как отдельное состояние в 1926 году. И это за 20 лет до классических статей психиатров Лео Каннера (который, кстати, родился под Львовом) и Ганса Аспергера.

Ее описания страдающих аутизмом детей были настолько яркими и запоминающимися, что позволяли не только медикам без особого труда распознавать таких детей на улице или в школе.

А ее труды по шизофрении у детей и подростков — «Клиника шизофрении у детей и подростков», клинические лекции и лекции по психиатрии детского возраста — до сих пор являются классикой детской психиатрии.

И хотя самым известным стал вклад Груни в исследование аутизма, она сделала много научных открытий и в других областях детской психиатрии — так, большое признание получили ее работы по шизофрении у детей и подростков, и она впервые описала клинические особенности отдельных форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте (эпилепсии и психопатии).

Метод Груни

У Груни Сухаревой был свой взгляд на проблему детских психических отклонений.

Она писала, что аномалия развития нервной системы — лишь биологическая основа, тенденция к определенному типу реагирования, и что для появления психопатии необходим социальный фактор: неблагополучие окружающей среды, неправильное воспитание в семье и коллективе, отсутствие корригирующих воспитательных воздействий и многое другое. Она также считала, что воспитание детей в условиях повышенной, недетской, ответственности (а также в атмосфере жестких взаимоотношений с окружающим) способствует формированию приобретенных психопатий.

Груня Сухарева не ограничивалась теоретической работой — она была из тех, кто любит работать с пациентами.

Будучи прекрасным теоретиком, написавшим множество пособий, она постоянно вела прием детей — и виртуозно пользовалась методом внушения, достаточно новаторским для тех времен.

Уже к 1927 году она стала крупным детским психиатром и пользовалась огромным уважением коллег. А еще с 30-х годов Груня защищала права детей, доказывая, что «трудные» дети должны направляться не в трудовые колонии НКВД, а в педагогические и медицинские учреждения.

Работа в годы войны в эвакогоспитале в Томске подтолкнула ее к изучению детских военных травм, которые провоцируют возникновение психических заболеваний. Несмотря на то, что этим научным исследованиям уже почти 100 лет, многие из заключений, сделанных Груней, не теряют актуальности — и могут использоваться в сегодняшней реабилитации детей из зон военных конфликтов.

Жизнь = работа

Как Груня Сухарева со своим еврейским происхождением и довольно прогрессивными научными взглядами пережила Холокост и сталинские чистки — неизвестно. Об этом в энциклопедиях не сказано, а мемуаров ни Груня, ни ее близкие не оставили. Также мы совершенно ничего не знаем о ее личной жизни.

Но по немногочисленным фотографиям видно, что Груня была миловидной женщиной, а судя по отрывкам воспоминаний ее знакомых — еще и отзывчивой, с радостью принимала у себя гостей и передавала свои знания другим (ее пособия написаны простым и понятным даже не медикам языком).

Но первое место в ее жизни заняли дети — сотни, если не тысячи детей, получивших психологические травмы или родившихся с психическими заболеваниями. При этом своих детей у нее не было.

Груня Сухарева умерла на 90-м году жизни от продолжительной болезни, оставив после себя более 15 книг и множество учеников.

Истории из жизни

Груня Ефимовна в любых обстоятельствах неизменно сохраняла достоинство и такт, заботилась о родителях. В январе 1953 года после объявления о вредительстве группы врачей, лечивших членов политбюро, Груня Ефимовна принесла своим знакомым пачку денег и попросила спрятать, чтобы в случае ее ареста было на что позаботиться о ее родителях.

***

Коллеги Груни восхищались тем, как на приеме она использовала метод косвенного внушения при медикаментозном лечении.

Ребенок вместе с родителями приходит на прием, и Груня Ефимовна делает диагностику. Когда обследование закончено, она говорит родным: «Теперь с вашим ребенком ясно, что делать. Для него есть специальное лекарство.

Оно поступило к нам из-за рубежа; мы его апробировали, получили при таких же состояниях, как у вас, прекрасные результаты, но…сейчас я не могу вам его дать, потому что вся партия кончилась. Вы, пожалуйста, мне позвоните, и я вам скажу время, когда надо будет приехать с ребенком (желательно, с членами семьи), чтобы дать это лекарство вам и рассказать, как оно действует».

Проходит неделя, затем вторая и третья, родители не выдерживают и звонят ей, но новостей пока нет: «Нет, еще не пришло». Теперь все только и думают, что о волшебном средстве — ждут его и верят, что он решит все проблемы. И вот: «Получили, приезжайте!». В кабинет залетает вся семья — счастливая и воодушевленная.

Груня достает долгожданную коробочку с пятью крышками — конечно, волшебную. Она медленно и очень тщательно отсчитывает таблетки, а затем дает рекомендации: «Будете давать тогда-то, они будут действовать так-то, так-то и так-то. Эффект наступит на такой-то день, в такое-то время, и дальше будет положительная динамика».

Пациенты лечатся — и получаются прекрасные результаты, хотя таблетки были самыми обычными. Метод внушения действовал! В своих лекциях, описывая варианты помощи «психически больным» детям, она всегда настаивала на организации внебольничных служб для психически больных детей.

***

В начале 2015 года в научном журнале Nordic Journal of Psychiatry появилась статья, которая рассказывает, как именно Груня Сухарева «открыла» заболевание, которое получило название аутизм.

Сухарева в подробностях представила клиническую картину аутизма, описав историю болезни шести мальчиков, которых она лечила в течение двух лет в детском психоневрологическом отделении в Москве.

Но сама Груня термин «аутизм» не использовала — она определила заболевание как «шизоидную психопатию», а уже позднее заменила его на «аутистическую (патологическую избегающую) психопатию».

Именно Груня первая заметила и написала о том, что в таких детях парадоксально сочетаются высокий уровень интеллекта и низкий уровень моторики. Она также обращала внимание медиков на то, что мозжечок, базальные ганглии и лобные доли являются анатомическим субстратом этого расстройства — а современные исследования подтвердили эти наблюдения.

Что почитать: 

«Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937), Груня Сухарева
«Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965), Груня Сухарева
«Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)», Груня Сухарева

Источник: https://jewishnews.com.ua/technology/evrejskij-genij-grunya-suxareva-pervootkryivatelnicza-detskogo-autizma

Нпц пздп дзм – сухарева г.е

Сухарева детская психиатрия. Сухарева, Груня Ефимовна: биография

Сухарева Груня Ефимовна (1891-1981)

Сухарева Груня Ефимовна выдающийся ученый-психиатр, один из основоположников отечественной детской психиатрии, заслуженный деятель науки РСФСР родилась 11 ноября 1891 года в Киеве. В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего в течение 2 лет работала врачом эпидемиологического отряда. В 1917 г. Г.Е.

Сухарева стала ординатором в одной из киевских психиатрических больниц, затем там же работала врачом, одновременно исполняя обязанности ассистента и заведующей секцией дефектологии во врачебно-педагогическом институте. С 1921 г. профессиональная жизнь Г.Е. Сухаревой продолжилась в Москве, где она сформировалась и как ученый.

В 1921-1923 гг. она работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования.

Последующие 10 лет, помимо лечебной и научной работы, много занималась организацией санаторных и психоневрологических лечебных учреждений для детей и подростков в рамках деятельности Института охраны здоровья детей и подростков, где заведовала психоневрологической клиникой.

С 1928 по 1933 г. Г.Е. Сухарева являлась внештатным ассистентом и приват-доцентом психиатрической клиники Московского медицинского института, где работала под руководством П.Б. Ганнушкина, во многом способствовавшего формированию ее научных интересов, что выразилось в ряде ее известных исследований в области психопатий.

В 1933 г. Г.Е. Сухарева вернулась на Украину в связи с назначением заведующей кафедрой детской психиатрии Харьковского психоневрологического института, входившего в тот период в структуру Украинской психоневрологической академии.

Ее кафедра сразу стала в Украине основной базой для разработки проблем психиатрии детского возраста. Только за первый год сотрудниками кафедры было выполнено и опубликовано более десяти научных работ. После возвращения в Москву Г.Е.

Сухарева еще длительное время оставалась там основным консультантом.

Защитив в 1935 г. докторскую диссертацию, Г.Е. Сухарева возглавила кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ) в Москве, которой руководила до 1965 г.

Однако ее деятельность в эти годы далеко выходила за рамки кафедры. В 1938 году Г.Е.

Сухарева, уже будучи профессором, создала отделение психозов детского и подросткового возраста в Центральном институте психиатрии (в настоящее время – Московский НИИ психиатрии Росздрава).

Указанное отделение она возглавляла до 1969 г. и после ухода на пенсию еще 10 лет оставалась там постоянным консультантом.

В годы Великой Отечественной войны Г.Е. Сухарева вместе с коллективом Московского института психиатрии находилась в эвакуации в Томске. Здесь она вместе с профессорами А.С. Шмарьяном и И.Г.

Равкиным, научными сотрудниками С.И. Гольденберг, Т.И. Гольдовской, Р.Г.

Голодец и другими оказывала помощь в диагностике и лечении раненых с черепно-мозговыми травмами в эвакогоспитале, который располагался на территории Томской психиатрической больницы.

С 1931 по 1951 год Г.Е. Сухарева являлась по совместительству консультантом и научным руководителем Московской психиатрической больницы им. П.П. Кащенко (ныне Московская городская клиническая психиатрическая больница им. Н.А. Алексеева) и там же в военные и послевоенные годы работала консультантом военно-госпитальных отделений.

Научные труды Г.Е.

Сухаревой свидетельствуют о широчайшем диапазоне ее научных интересов, глубине научных взглядов и тонком понимании психопатологии, что наиболее полно отражено в ее работах в области детской психиатрии.

В них представлено все разнообразие детской клинической патологии, связанной с неврологическими, инфекционными, соматическими, наследственными и эндогенными психическими заболеваниями.

Одной из первых работ Г.Е. Сухаревой было выполненное в 1921 году исследование, посвященное детским фантазиям, в том числе при детской шизоидной психопатии.

В 30-х годах в ряде работ ею уже были сформулированы важнейшие положения об особенностях психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Г.Е.

Сухарева по существу разработала эволюционно биологическую концепцию психических расстройств применительно к детскому возрасту.

Г.Е. Сухарева впервые описала клинические особенности отдельных нозологических форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте – шизофрении, эпилепсии, психопатии.

Ею были представлены также дифференциальные критерии для различных форм шизофренического процесса.

Особое признание, в том числе за пределами нашей страны, получили ее работы по шизофрении, в которых были установлены закономерности динамики с учетом остроты начала заболевания и темпа развития болезненного процесса.

Г.Е. Сухарева одна из первых изучила и описала клинику шизоидных и органических психопатий у детей и подростков, тесно увязывая эти расстройства с различными видами дизонтогении, и разработала классификацию психопатий в детском возрасте, которую отличает от других патогенетическое обоснование отдельных видов психопатий с учетом стадии онтогенеза.

Многолетнее наблюдение и лечение детей со слабоумием позволило Г.Е.

Сухаревой разработать также оригинальную клинико-патогенетическую классификацию олигофрении, которая учитывает период развития ребенка и причину повреждения нервной системы.

Эта классификация соотносима с современными представлениями о природе олигофрении. Г.Е. Сухарева подробно описала не только все виды олигофрении, но и клиническую картину психозов у олигофренов.

В исследованиях Г.Е. Сухаревой достаточно большое место занимало и такое заболевание, как эпилепсия.

При детской эпилепсии ею были описаны сомнамбулизм (снохождение), пароксизмальные ночные страхи и зрительные галлюцинации устрашающего характера, а также эмоциональные нарушения в виде напряженного монолитного аффекта с вязкостью эмоций; выделены дифференциально-диагностические критерии эпилепсии.

Не меньший вклад Г.Е. Сухарева внесла в раздел психических расстройств при органическом повреждении головного мозга, вызванном черепно-мозговой травмой у детей.

Как ученый, стоящий на позициях биологической обусловленности психических расстройств, Г.Е. Сухарева очень широко рассматривала влияние психической травмы на детей, что нашло отражение в работах о реактивных состояниях.

Она справедливо отмечала, что «противопоставление биологической и психологической реакции противоречит клиническим данным», что существует единый психобиологический субстрат личности, в котором биологические и психологические механизмы подчинены общей целесообразности, существующей как в диапазоне здоровья, так и состоянии болезни. Г.Е.

Сухарева поддерживала позиции П.Б. Ганнушкина и В.А. Гиляровского, считавших, что, помимо самой травмы, существуют также дополнительные факторы, определяющие в известной мере как индивидуум переживает полученную травму, и что важным внутренним условием возникновения реактивных состояний является наличие особых черт личности.

Эта точка зрения нашла отражение и в ее работе, касающейся психических нарушений у взрослых, особенно психогенных реакций, обусловленных факторами войны.

Таким образом, работа Г.Е. Сухаревой в области детской психиатрии на всем протяжении ее жизни протекала при неразрывной связи врачебной, научной и организационной деятельности, направленной на создание и усовершенствование помощи психически больным детям.

Об этом свидетельствуют не только ее работы в Киевском врачебно-педагогическом институте и Институте охраны здоровья детей и подростков, создание и организация работы кафедр детской психиатрии в разных учреждениях, но и ряд работ, направленных на организацию внебольничных служб для психически больных детей.

Кроме того, с первых лет работы в области психиатрии научно-практическая работа Г.Е. Сухаревой была тесно связана с преподавательской деятельностью. Под ее руководством было выполнено большое число кандидатских и докторских диссертаций. О педагогическом таланте Г.Е. Сухаревой можно судить по таким ее ученикам, как М.Ш. Вроно, К.С. Лебединская, В.Н. Мамцева, И.А. Полищук и др.

Многолетние исследования в области психиатрии были обобщены Г.Е.Сухаревой в большом труде «Клинические лекции по психиатрии детского возраста», вышедшем в трех томах, изданных в 1955, 1959 и 1965 гг.

, и в книге «Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы)» (1974). Всего Г.Е.

Сухаревой было опубликовано более 150 научных работ, в том числе 6 монографий, до сих пор являющихся настольными книгами отечественных детских психиатров.

Г.Е. Сухарева пользовалась большим авторитетом в научном сообществе. Она была членом многих научных советов и комиссий, членом правления и председателем детской секции Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, членом редакционного совета «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова». Ее заслуги в области отечественной медицины были отмечены рядом государственных наград.

Груня Ефимовна Сухарева умерла 26 апреля 1981 г. на 90-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. После ее смерти прошло уже 30 лет, но до настоящего времени результаты исследований Г.Е.

Сухаревой по детской и подростковой психопатологии сохраняют свое значение.

Не только психиатры, но и психологи и дефектологи активно изучают и используют ее труды, с благодарностью вспоминая этого незаурядного ученого и врача, всю жизнь посвятившего психически больным детям.

    Основные труды Г.Е. Сухаревой:

  • Деянов В.Я., Сухарева Г.Е. Психические нарушения при ревматизме у детей и подростков. В кн.: Труды Государственного научно-исследовательского института Минздрава РСФСР. М 1962; 188.
  • Сухарева Г.Е Анализ детских фантазий как метод изучения эмоциональной жизни ребенка. Киев 1921.
  • Cухарева Г.Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии, выпуск 2. М 1925; 157-187.
  • Сухарева Г.Е. К проблеме структуры и динамики детских конституционных психопатий (шизоидные формы). Журнал невропатологии и психиатрии 1930; 6.
  • Сухарева Г.Е. Особенности структуры дефекта при различных формах течения шизофрении (на детском и подростковом материале). Невропатология, психиатрия, психогигиена 1935; IV: II: 57-62.
  • Сухарева Г.Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Часть I. Харьков: Госмедиздат УССР 1937; 107.
  • Сухарева Г.Е. Клиника эпилепсии у детей и подростков. Проблемы теоретической и практической медицины. М 1938; 234-261.
  • Сухарева Г.Е. Психогенные типы реакций военного времени. Невропатология и психиатрия 1943; 12: 2: 3-10
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. М: Медгиз 1955; 459.
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II, часть 2. М: Медицина 1959; 406.
  • Сухарева Г.Е. Лапидес М.И. О работе психоневрологического кабинета для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской поликлинике. М 1959.
  • Сухарева Г.Е., Юсевич Л.С. Психогенные патологические реакции (неврозы). В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8. М 1965.
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270.
  • Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. Журнал невропатологии и психиатрии 1970; 70: 10: 1514-1520.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М: Медицина 1974; 320.

Источник материала: Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 4, 2012, С.67-71.

Источник: http://www.npc-pzdp.ru/index/0-104

Гениальный психиатр Груня Сухарева. Её открытие аутизма замолчали и приписали другим, а метод лечения граничил с преступлением

Сухарева детская психиатрия. Сухарева, Груня Ефимовна: биография

Об этом уникуме я узнала совершенно случайно – коллега поделился информацией. Навела справки – пересмотрела открытые источники. И решила поделиться. А для начала возьму эпиграфом ту же цитату, что и коллега – для аналогии (поймёте потом, почему):

— То есть жалеть аутичного мальчика — преступление?— За что жалеть человека, легко обходящего правила приличия, бессмысленные, лицемерные, а потому — унизительные? Ему не нужно делать вид, что его волнуют твои боли в спине, или выделения, или почесунчик у твоей бабушки. Представь, как легко было бы жить без всех этих идиотских общепринятых норм. Мне его не жаль — я ему завидую. Доктор Хаус

Ну, скажем, что возможно – не жалеть таких детей, а лечить, вернее, социализировать, помогать правильно взаимодействовать с миром.

Груня Сухарева была подобным подвижником. Однако, методы её были весьма нестандартными. Тут вечный вопрос – о белой и благородной лжи, лжи во спасение, ради определенной цели.

И лжи ли? В любом случае, у неё получалось просто гениально. Это вообще был один из самых загадочных гениев 20 века.

Занимаясь психическими расстройствами детей, Груня Сухарева была среди основателей и первооткрывателей современной детской психиатрии и дефектологии.

Это именно она открыла аутизм, причём, гораздо раньше официальной даты этого важного для человечества открытия, хотя существовал он и ранее.

И всё же, советский психиатр Груня Сухарева пользовалась очень несоветским, нестандартным для советского сознания того времени методом лечения детей, как мы уже намекнули, – она их обманывала. И не только их, а также и их родителей. В чём же обман заключался? И что это за гениальный метод советского психиатра?

Например, при осмотре иного маленького пациента, врач сообщала, что ему очень повезло (далее цитата из открытого источника):

…как раз закончилось тестирование заграничного средства, которое показывает в таких случаях замечательные результаты, и советская власть его заказала. Ей, Груне, тоже придёт небольшая партия.

После того несколько недель подряд Сухаревой звонили родители: пришло ли лекарство? А доктор отвечала, что, мол, пока ещё нет.

Пока закупят, распределят, сами понимаете…

Через неделю родители звонили опять. В семье царил дух надежды, там верили, что скоро ребёнку станет лучше, строили планы. Потом вдруг доктор сообщала, что наконец-то лекарство у неё.

Радостные родители приходили с ребёнком, смотрели, как товарищ Сухарева, молодая и строгая, отсчитывает по штучке странные таблетки из баночек без наклеек, слушали, как их нужно принимать, благодарили, уходили. И, о чудо! Ребёнку в самом деле скоро становилось лучше. Жизнь семьи тоже. Вот только таблетки были простыми, советскими. И был это обман…

Но, при этом, надо ли говорить, что у её коллег не поворачивался язык её обвинить? Но повторять тоже никто не пытался. Для такого был нужен дар убеждения, бесстрашие, уверенность в своём методе. И тогда это делалось бесплатно, слава Богу, но, если и платно было бы, то скорее она бы раздавала за так, судя по её благородным порывам помочь любыми методами.

Психиатр – он же психолог. И это был гений, о котором никто не знает ничего. Она предвосхитила многие приёмы в кино. Может, это с её подачи подобные сюжеты возникали потом на экранах…

Что касается биографии Груни, то она не менее интересна. Тем, что загадочна:

Никто не знает, кем работали родители Сухаревой. Никто не знает, кого она любила и, кто ей не нравился. Также никто не знает, как она общалась с сестрой и племянниками.
Сухарева ничего о себе не рассказывала, избегала шумных застолий, откровенных разговоров, даже своего дня рождения в компании, а также товарищеские посиделки и беседы, хотя и была приветлива со всеми одинаково.

О детстве известно лишь то, что родителей звали Хаим и Рахиль, а сама Груня родилась в Киеве, в девяносто первом году 19 века, и, что у неё была младшая сестра Мария. Когда сёстры подросли, в Киеве как раз открыли высшие женские курсы. Девочки вместе поступили на врачей-инфекционистов.

А в 1915 году Груню послали бороться с эпидемией тифа. Там-то девушку и поразило то, как может изменяться сознание человека в сильном жару. Груня поняла, что, на самом деле, хочет быть психиатром, и в 1917 году пошла учиться по новой специальности.

И сразу на работу в Киевскую психиатрическую клинику.

картинка, фото из сети, из открытого источника, молодая Груня Сухарева

За 64 года работы этот врач сделала для детской психиатрии столько, сколько мало кто мог сделать когда-либо один.

Эта героическая женщина занималась исследованиями различных течений шизофрении, видов задержки психического развития, посттравматического стрессового расстройства у детей, видевших ужасы войны.

Это была плодотворная работа, огромный вклад в медицину, подвиг подвижника.

Однако, не любившая выставлять свою деятельность напоказ, Сухарева вошла поначалу в историю медицины и историю вообще, увы, как человек, у которого, другой знаменитый врач и учёный – Аспергер, знаменитый исследователь аутизма, украл славу. Что это? Человеческая природа, зависть, ревность, желание быть выше женщины?.. Кто знает…

Вот, что пишут в открытых источниках:

Хотя чаще всего речь идёт о том, что они, с большой разницей во времени, независимо друг от друга, открыли эту особенность развития, на деле большая статья Сухаревой об аутистическом расстройстве была ещё до войны переведена на немецкий и опубликована за границей. В то время психиатрические журналы были наперечёт. Каждый психиатр читал их все. Пропустить мимо глаз статью Сухаревой Аспергер никак не мог. И тем не менее, сделав сенсационную публикацию о детях с аутизмом, он ни словечко не упомянул советского психиатра.

Самой же Груне Сухаревой, было уже совсем не до аутизма, не ко времени она его открыла. Сталинские времена не допускали рассуждения о природе данного расстройства и необходимых методах его лечения. Всё должно было лечить

… влияние коллектива, и в коллектив ребёнка надо было выбрасывать, а не готовить вступить загодя. А иначе – мало ли, что случиться может…картинка, фото из открытого источника в сети, Груня Сухарева

Вот так вот коротко о нашей героине. Подписывайтесь, ставьте лайки, делайте репосты, спасибо. Много интересного и о современниках, коих часто тоже замалчивают – гораздо чаще, несмотря на век информации и сети.

С праздниками вас. Если решите помочь каналу, форма помощи ниже, благодарю.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nataliashakhnazarova/genialnyi-psihiatr-grunia-suhareva-ee-otkrytie-autizma-zamolchali-i-pripisali-drugim-a-metod-lecheniia-granichil-s-prestupleniem-5e2500c316ef9000ae913662

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.