Социальная проблема дорожно транспортного травматизма. Предупреждение детского дорожного травматизма

Из опыта работы: «Деятельность образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Социальная проблема дорожно транспортного травматизма. Предупреждение детского дорожного травматизма

Оглавление

1. Аннотация………………………………………………………………. 3

2. Введение …………………………………………………………………4

– актуальность проблемы.

– цель исследования.

– задачи исследования.

– объект исследования.

– предмет, исследования.

– методы исследования

– практическая  значимость исследования.

3. Основная часть. ……………………………………………………….7

3.1. Деятельность образовательной организации

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

3.1.1. Детский дорожно-транспортный травматизм как проблема

3.1.2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

4. Заключение. ……………………………………………………………25

5. Список использованных источников ………………………………27

6.  Приложения:

6.1. Схема безопасного движения

6.2. Буклет «Дорога – это опасно

6.3. Буклет «Ты и велосипед»

6.4. Листовки 1

6.5. Листовки 2

6.6. Памятки родителям

6.7. Программа дополнительного образования по правилам дорожного

движения с учащимися начальной школы.

Аннотация

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – первостепенная задача каждой школы, каждой семьи, каждого родителя и педагога.

Мною эта работа ведется в течение всей педагогической деятельности. С этой целью был создан кружок «Светофорик»,  для обучающихся 1- 4 классов основной целью которого является профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей, воспитания культуры дорожного движения, помощь родителям в решении проблем, связанных со здоровьем своих детей.

Введение

В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми.

Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений.

Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей административных органов, отделов ГИБДД, всей общественности.

Решающая роль школы в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно  хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются  в просветительской работе по данному направлению. Такая работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей. 

В условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Попадание детей в ДТП – всегда большое несчастье.

Ребенок в такой ситуации – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил тяжелые травмы, – ведь это морально-психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь.

Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествий каждый год гибнет более 30 тысяч человек, получают ранения свыше 180 тысяч человек. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тысяч детей, около 30 тысяч становятся инвалидами.

В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах, в общественном транспорте.

Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах будут усиливаться и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.

Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда  только по вине водителей.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большой интенсивности автомобильного движения.

Вследствие этого, нам необходимо проводить разного рода мероприятия по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Знакомить с правилами поведения необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны и становятся нормой поведения.   

Я считаю, обучение правилам дорожного движения, следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в каждом классе.

На занятиях учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила движения по дороге, учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика, получают знания, где можно устраивать игры, кататься на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться общественным транспортом; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части на дороге.

Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Знания помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных и пешеходов, и пассажиров, а возможно, будущих водителей. И мы должны им в этом помочь.

Проблема детского  дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

С этой целью работает мой кружок, чтобы дети успешно усвоили ПДД, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания.

Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИБДД, возрастные особенности детей.

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями.

Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома ребенка.

Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно  обучать детей навыкам безопасного движения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Программа кружка и рассчитана на решение этих проблем. Я убеждена в том, что, чем раньше я научу детей культуре поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет неприятных  происшествий на проезжей части улиц. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Таким образом, основными целями данной работы являются:

1.                Формирование у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков поведения на дорогах.

2.                Формирование безопасного поведения на дорогах.

3.                Привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.

Целей достичь поможет  решение задач:

1.                Знакомство с историей правил дорожного движения.

2.                Знакомить детей со значением дорожных знаков, понимание их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3.                Формирование у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями, следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

4.                Привитие первичных навыков оказания первой помощи при ДТП.

5.                Формирование уважительного отношения к законам дороги.  

1.     Деятельность образовательной организации профилактики ДДТТ

1.1.         Детский дорожный травматизм как проблема.

Дорожный детский травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения. И, к сожалению, значимость данной проблемы, ее актуальность зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины детского травматизма на дорогах многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь.

Травматизм – это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья.

Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного на культуру поведения на улицах и дорогах, на индивидуально-возрастные и личностные особенности детей.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

Дорожные травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых. Среди детей разных возрастов, дорожный травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов закладывает ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение на улицах.

В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что принципы и система организации профилактики детского дорожного травматизма основанные на общих советах и рекомендациях, должны

включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское учреждение).

3. Семья. Непосредственно личность.

Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной проблемы детского дорожного травматизма.

1.2.         ДДТТ и его профилактика

 Изучая проблему детского травматизма на дорогах, я пришла к выводу, что причиной всему является нарушение правил дорожного движения как по вине водителей, так по вине пешехода, детей в том числе. И настораживает тот факт, что дети попадают под машину и из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности особенно в зимнее время.

Все нарушения, как со стороны детей, так и со стороны взрослых приводят к детскому дорожно-транспортному травматизму, о  котором статистики говорят следующее: 52% случаев ДДТТ – вина детей.

Одна из важнейших задач профилактики ДДТТ – воспитание у детей транспортной культуры.

Понятие транспортной культуры включает такие составляющие, как уважение к другим участникам  движения, высокая дисциплинированность и чувство ответственности не только за свою личную безопасность, но и за безопасность окружающих.

Высокая  транспортная культура, от которой во многом зависит безопасность людей на дороге, улице и в транспорте, должна формироваться в человеке с момента его первых шагов в жизни.

Для проведения социологического исследования по выявлению состояния обучения детей Правилам дорожного движения я применила метод анкетного опроса, потому что оно в сравнительно короткое время позволяет получить наиболее точную и объемную информацию. Для проведения я взяла анкеты учащихся младших классов и родителей.

 Учащимся было предложено  9 вопросов. Нужно было   выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.  

1.Для чего предназначен тротуар?

2. Как ты думаешь, переход дороги зимой более опасен, чем летом?

3. Можно ли при наличии тротуара идти по проезжей части?

4. Можно ли играть вблизи проезжей части?

5.При переходе дороги с родителями….

6. Какова рекомендация Правил дорожного движения по обеспечению безопасности пешеходов в темное время суток?

7. Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход?

8. Какие лица Правилами отнесены к «участникам движения»?

9. Нарушаешь ли ты Правила дорожного движения?

ГодКоличество участниковБез ошибокДопустили 1-2 ошибкиБолее 50 %
2011-2012347 учащихся332/95%15/ 4,3%0
2012-2013296 учащихся

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/8523-iz-opyta-raboty-deyatelnost-obrazovatelnoy-organizacii-po-profilaktike-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma.html

Доклад на педсовет по теме

Социальная проблема дорожно транспортного травматизма. Предупреждение детского дорожного травматизма

Е.И. Горбунова

МОУ «СОШ № 8» г. Саранск РМ

ДОКЛАД

Формирование культуры безопасного поведения,

профилактика подросткового дорожно-транспортного травматизма

Резкое возрастание в последние годы количества автомобилей на дорогах породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм занимает особое место.

По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.

Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, пренебрежении культурой безопасности, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий в образовательных учреждениях по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.

Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания всего педагогического коллектива на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей.

Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма мы понимаем целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

  • выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения);
  • выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти на дорогу);
  • ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями);
  • недобросовестные водители, игнорирующие правила дорожного движения (как это было осенью 20118 г в случае с учеником 6 А класса Суровцевым Е.)

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

цель работы педагогов по профилактике подросткового дорожного травматизма – формирование у детей культуры собственной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения на улицах, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности.

Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка.

Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности подростками.

  • Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
  • Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
  • Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
  • Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
  • Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
  • Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
  • Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению подросткового травматизма.

Организация работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом.

https://www.youtube.com/watch?v=bc-kGiDyh70\u0026list=PL2Vu6-2DxSM0gFcxXA10r7lbm9yDl25oQ

Для успешного решения данного направления я ставлю в своей работе, а именно, следующие задачи:

  • совершенствование работы по профилактике правонарушений среди детей.
  • воспитание высокой транспортной культуры, коллективизма, оказание

Профилактика безопасности дорожного движения является одним из основных направлений в моей педагогической деятельности как классного руководителя. Начиная с 5 класса, веду работу по профилактике соблюдения правил дорожного движения, с учётом и анализом особенностей восприятия дорожной информации школьниками.

В своей практике провожу такую работу:

Начинаю свою работу с родителей на самом первом собрании- провожу простое анкетирование с вопросами:

Ваш ребенок идет в школу сам или вы его приводите?

Ознакомлен ли ваш ребенок с элементарными правилами поведения на дорогах? Знакомясь с детьми, я уже владею информацией: Кто ходит сам, а кого приводят.

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Провожу на родительских собраниях беседы на темы:

  • «Роль родителей в безопасности детей»
  • Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге»
  • Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно»

Посещая другие экскурсии как ближние так и дальние перед поездкой провожу постоянно инструктаж по безопасности во время пути, как в автобусе так и на дорогах. Так, при посещении Болдино также проводился инструктаж по технике безопасности.

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-pedsovet-po-teme-formirovanie-kulturi-bezopasnogo-povedeniya-profilaktika-podrostkovogo-dorozhnotranspornogo-travmatiz-4016407.html

Профилактика ДДТТ (детский дорожно – транспортный травматизм)

Социальная проблема дорожно транспортного травматизма. Предупреждение детского дорожного травматизма

Профилактика ДДТТ (детский дорожно – транспортный травматизм)

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

 Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

 Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете.

Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям младшего школьного возраста. Общие представления:

1. знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

 2. иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

 1. не играть на дороге или около проезжей части,

2. переходить улицу только по пешеходному переходу,

3. знать устройство проезжей части,

4. знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

 5. знать правила поведения в транспорте,

6. знать и соблюдать правила поведения во дворе, на улице.

https://www.youtube.com/watch?v=xN0UIbtpc9s\u0026list=PL2Vu6-2DxSM0gFcxXA10r7lbm9yDl25oQ

По дороге в школу или из неё проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице.

Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

 Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая — затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны. Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы.

 В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

 Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть· размеренным шагом.

  Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать —· ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. 

Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах,· обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

 При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите· первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

 Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на· дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. 

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо· препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

 Причины детского дорожно-транспортного травматизма 

-Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим  транспортом 

-Игры на проезжей части   

-Невнимание к сигналам регулирования движением

 -Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий 

-Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта

 -Незнание правил перехода перекрёстка

 -Хождение по проезжей части при наличии тротуара

 -Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет

 -Езда на роликах и самокатах по проезжей части

 Психологические причины:

Бегство от опасности в потоке  движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

 При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.

 Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

 Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

 Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

 Памятка для родителей — водителей и пассажиров 

Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В  том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния.

Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,  Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.  Как водитель или пассажир вы — пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения.

Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.  Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям  необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

 РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.

Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» — перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

 1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.

2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.

3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.

 4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,

5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.

6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.

7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,

 8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт

Младший школьник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

Источник: https://259.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/20500852/

Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Социальная проблема дорожно транспортного травматизма. Предупреждение детского дорожного травматизма

Спицына, Т. А. Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма / Т. А. Спицына, К. В. Мамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27058/ (дата обращения: 15.07.2020).



В статье рассматривается проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, особенности их психофизиологического развития, результаты констатирующего эксперимента по изучению знаний учащимися правил поведения на дороге.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, детский травматизм, правила дорожного движения.

Актуальность проведения исследования по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена общественной потребностью в сохранении здоровья подрастающего поколения: снижением детского дорожно-транспортного травматизма, адаптацией детей в современном Мегаполисе, умением ориентироваться в постоянно изменяющейся дорожной обстановке. В школе данное направление работы должно стать приоритетным для всего педагогического коллектива. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в правилах дорожного движения, а также творческий подход педагогов начальных классов к изучению правил безопасного поведения на дорогах. Решение этих задач может успешно реализовываться в учебно-воспитательном процессе по трем основным видам деятельности: обучение детей и подростков теоретическим знаниям; самостоятельная творческая работа учащихся; практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Необходимо отметить, что поведение ребенка на улице включает четыре этапа: восприятие окружающей дорожной среды (умение смотреть, видеть и слышать); предвидение дорожной ситуации на предмет опасности или безопасности; выработка наиболее безопасного решения; реализация конкретных действий.

Предвидение ситуаций – это умение быстро выбирать правильный вариант поведения на дороге. Этому должны научить родители, отрабатывая с детьми сенсорные (зрение, слух), мыслительные и двигательные навыки. Необходимо с раннего детства развивать у ребенка глазомер и чувства времени при оценке скорости движения машины.

Увидев, например, автобус вдалеке, предложить ему сосчитать на какой счет транспортное средство доедет до определенного места. Потом обратить внимание на автомобиль и снова посчитать [1]. Такие упражнения помогают младшим школьникам понять, что скорости движения у разных машин отличаются, а это необходимо знать при переходе улиц и дорог.

Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь ориентироваться на улице, у него должна сформироваться привычка всегда соблюдать Правила дорожного движения.

Рассмотрим основные причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей и подростков: переход проезжей части в неположенном месте или вне пешеходного перехода; неумение подчиняться сигналам светофора; нахождение школьников на дороге без сопровождения взрослых; игры около или вблизи проезжей части; движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара; движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств; незнание правил перехода перекрёстка; неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта; езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги; переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали [1] . Таким образом, причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей довольно много. В одних случаях виновниками в ДТП являются водители или взрослые пешеходы, которые не держали детей за руку или сами неоднократно нарушали Правила дорожного движения. В других случаях виноваты в ДТП сами дети. Необходимо отметить, что предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, например: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; неспособность адекватно оценивать обстановку; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; отсутствие способности отделять главное от второстепенного; переоценка своих возможностей в реальной ситуации; неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. [2]. Психологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге. Следовательно, их необходимо учитывать всем педагогам, занимающимся с детьми вопросами профилактики ДТП. Для каждого этапа развития характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

В рамках проводимого исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 30 учащихся 5-х классов г. Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 102 Выборгского района). Одной из главных целей было проверить знания школьников о правилах дорожного движения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что школьники положительно отреагировали на свое участие в проведении анкетирования; задавали уточняющие вопросы; некоторые говорили, что знают основные правила дорожного движения, но с течением каких-либо обстоятельств, не выполняют их.

Что касается анкеты, то она была составлена из 9 вопросов.

По результатам ответов на вопрос: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?» можно констатировать: большинство учащихся соблюдает правила дорожного движения (77%); те учащиеся, которые ПДД не соблюдают (13%), делают это вероятно в силу влияния юношеского максимализма, который начинает развиваться в 10-11 летнем возрасте или незнания правил дорожного движения. Ребята, которые воздержались от ответа (10%), вероятно ответили именно так из- за страха или стыда признаться в том, что они соблюдают ПДД не всегда, либо вообще не соблюдают. Данные результаты уже наглядно показывают отношение учащихся пятых классов к необходимости соблюдения правил дорожного движения.

На второй вопрос анкеты: «Можно ли переходить улицу на красный цвет светофора?» большинство опрошенных ответили правильно (87%). Однако, есть учащиеся, ответившие неверно (6%), а также те, кто ответа не знает (7%).

Следующий вопрос «Можно ли ходить по обочине дороги?» вызвал у пятиклассников неоднозначные эмоции, некоторых привёл в замешательство и позволил выявить серьёзные пробелы в знаниях, касательно культуры поведения на дороге.

Правильный ответ дали меньше половины опрошенных (40%); неправильный вариант ответа выбрала половина ребят (50%); оставшаяся часть учеников не знает ответа на данный вопрос (10%). Четвертый вопрос был направлен на изучение того, как дети оценивают ситуацию на дороге и осознают ли опасность, которую представляет собой автотранспорт.

Результаты анкетирования показывают, что только половина опрошенных (47%) знает, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять не рекомендуется; почти столько же учащихся (46%) считают, что у края обочины дороги на автобусной остановке стоять можно (данное неправильное убеждение показывает, что пятиклассники, добирающиеся до школы с помощью общественного транспорта ежедневно подвергают свою жизнь опасности); оставшееся количество опрошенных (7%) не знает ответа. Далее ученикам предлагалось ответить на вопрос: «Можно ли переходить проезжую часть, где нет пешеходного перехода, если поблизости нет машин?». Ответы показали, что многие ребята пренебрегают правилами дорожного движения и, следовательно, сознательно или по незнанию подвергают свою жизнь опасности. Большинство опрошенных (43%) на данный вопрос ответило правильно, чуть меньшее число участников опроса (40%) ответили не верно, оставшиеся (17%) не знает ответа.

Следующий вопрос анкеты «Можно ли играть в игры рядом с дорогой?» помог выяснить, что многие ученики не придают значения месту для игры, но минимум половина предпочитает специально оборудованные детские площадки.

На этот вопрос частота ответов распределились следующим образом: большинство опрошенных (67%) ответило на данный вопрос верно; есть ребята, ответившие неправильно (27%), что связано с удобством ровной поверхности, а именно асфальта для участия в подвижных играх, либо отсутствием рядом с жилой зоной специально оборудованных детских площадок. Некоторые ученики (6%) не знают ответ на это задание. Далее предлагалось ответить на вопрос: «Знаете ли вы дорожные знаки?». Положительный ответ выбрало большинство опрошенных (67%), отрицательный ответ (20%) в основном дали дети, добирающиеся до школы на общественном транспорте; 13% пятиклассников не смогли ответить. Исходя из беседы, которая проводилась с детьми по данному вопросу, можно сделать вывод, что они знают довольно большое количество дорожных знаков благодаря учителям по основам безопасности жизнедеятельности и родителям, которые возят их в машине и рассказывают о них. Учитывая тот факт, что в последнее время велосипедисты стали довольно частыми участниками дорожного движения, нами был задан вопрос: «Относится ли велосипедист к участнику дорожного движения?». Правильно на это задание ответило самое малое количество опрошенных (27%), отрицательный ответ записала большая часть учащихся (40%) что, вероятнее всего связано с непопулярностью велосипедов среди современных детей. Довольно большое количество учеников (33%) не знает ответа на этот вопрос.

Последний вопрос анкеты звучал так: «Хотели ли бы вы, чтобы в 5 классе учителя больше времени отводили на изучение темы: «Безопасность дорожного движения»? Результаты ребят порадовали, потому что эта тема им небезразлична, несмотря на юный возраст, плюс ко всему, исходя из рассказов детей, им понадобится это, когда они пойдут в автошколы.

Следует отметить, что многие ребята неравнодушно отнеслись к предложению ввести в школьную программу курсы по изучению правил дорожного движения. В частности, многие учащиеся (67%) хотят получать новые знания в области изучения правил дорожного движения; 13% считают, что им это не нужно знать; 20% не определились с ответом.

Таким образом, обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими задачами в работе по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

В Законе «О безопасности дорожного движения» записано, что основным приоритетом государственной политики в области обеспечения дорожной безопасности является сохранение жизни и здоровья людей [3].

Если общество не безразлично к своим детям, к сохранению их жизни и здоровья, оно должно потребовать от государства выполнения им его обязанностей, но не ожидать этого пассивно, а самостоятельно и активно защищать своих детей, используя различные формы, виды обучения в общеобразовательной школе, в том числе на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма может являться работа с родителями младших школьников. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном не имеющих личного автомобиля) не знают Правила дорожного движения.

Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, что и является основными причины несчастных случаев и аварий.

Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей [2].

Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах.

Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися необходимо обеспечить и работу с родителями. Занятия с родителями можно проводить в форме лекции, тематических бесед, индивидуальной работы.

На занятиях с родителями целесообразно сообщить им следующие установки: постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворе, жилой зоне, идут по тротуару; при переходе дорог крепко держать ребенка за руку и разъяснять им правила поведения на улицах и дорогах; вопросы воспитания и обучения детей реализовывать с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физиологического развития. Родители для своих детей – безупречный авторитет, поэтому родители в первую очередь сами должны соблюдать Правила дорожного движения и требовать это от ребенка. Дети подражают своим родителям, поэтому они повторяют такие же действия. От поведения родителей на улицах и дорогах во многом зависят и действия их детей. Поэтому безопасному поведению надо обучать не только в школе, но и дома.

Литература:

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004.- 80 с.
  2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001.
  3. Федеральный закон о безопасности дорожного движения. http://base.consultant.ru

Основные термины(генерируются автоматически): дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский дорожно-транспортный травматизм, дорога, обучение детей, родитель, Правило, ответ, участие детей.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27058/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.