Разбор заданий егэ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами
Егэ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами
Новые материалы по ЕГЭ доступны для ознакомления по ссылке:
Разбор заданий ЕГЭ-2019 по русскому языку
Ниже приведен разбор заданий 2017 года.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).
Минимальное количество баллов по русскому языку:
- для получения аттестата — 24 балла;
- для поступления в вуз — 36 баллов.
Структура экзаменационной работы:
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
- задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Наши эксперты:
Соснина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса « Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки, стаж работы — 34 года.
Рябцева Елена Александровна, учитель высшей категории, преподает в старшей школе. Ветеран труда, Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Дважды Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Педагогический стаж — 46 лет.
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Л.Н. Гумилёв, изучая особенности исторического развития народов Евразии, обратил внимание на то, что бурные социальные изменения на континенте связаны с циклами солнечной активности, которые достаточно полно описываются астрономами.
(2)Вслед за специалистами в области естествознания учёный предположил, что эта связь имеет закономерный характер.
(3) он выдвинул и развил гипотезу, что резкое усиление солнечной активности благоприятствует тому, что на Земле в большом количестве рождаются «пассионарии» — люди повышенной активности, способствующие социальным переменам и направляющие историческое движение народов.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основное открытие Л.Н. Гумилёва состояло в том, что он первым усмотрел связь между активными членами общества — «пассионариями» — и рядом исторических событий в Евразии.
2) Л.Н. Гумилёв обратил внимание на то, что социальные изменения и усиление этнических процессов на Земле каким-то образом связаны с космической энергией галактики.
3) Л.Н. Гумилёв, выдвинув гипотезу о «пассионариях», объяснил связь циклов солнечной активности с усилением социально-исторических процессов на Земле.
4) Народы Евразии, по мнению Л.Н. Гумилёва, обязаны своим историческим развитием в первую очередь циклам солнечной активности, которые достаточно подробно описаны астрономами.5) Занимаясь изучением особенностей исторического развития Евразии, Л.Н. Гумилёв выдвинул гипотезу о «пассионариях», согласно которой существует взаимосвязь между циклами активности Солнца и социально-историческими процессами на Земле.
Ответ: 3 5
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте.
2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте.
3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.Попробуйте сжато пересказать текст:
Сопоставим пересказ с вариантами:
- в первом варианте делается акцент на связь между активными членами общества — «пассионариями» — и рядом исторических событий в Евразии;
- во втором варианте есть лишняя информация о том, что социальные изменения и усиление этнических процессов на Земле связаны с космической энергией галактики;
- в третьем варианте выдвинута гипотеза о «пассионариях», объяснена связь циклов солнечной активности с усилением социально-исторических процессов на Земле, это верно;
- в четвертом варианте дана ошибочная информация о том, что народы Евразии, обязаны своим историческим развитием в первую очередь циклам солнечной активности, которые достаточно подробно описаны астрономами;
- в пятом варианте верно объяснена гипотеза о «пассионариях», согласно которой существует взаимосвязь между циклами активности Солнца и социально-историческими процессами на Земле.
Правильные варианты ответа — 3 5
Перейти в каталог продукции по русскому языку
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Но Потому что Между тем Однако Более того,
Ответ: 5
Алгоритм выполнения задания:
Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):
1) Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.
2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
— не указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу нельзя вставить ПОТОМУ ЧТО);
— не является вводным словосочетанием и не указывает на упоминание о чем-либо, (следовательно, на место пропуска по смыслу нельзя выбрать МЕЖДУ ТЕМ);
— используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (следовательно, на место пропуска по смыслу нельзя вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);
— употребляется для указания особой важности последующей фразы (следовательно, на место пропуска по смыслу нужно выбрать БОЛЕЕ ТОГО);
3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/zadaniya-ege-po-russkomu-yazyiku-s-otvetami/
Разбор заданий ЕГЭ
уроки ЕГЭ по русскому языку. ПОСМОТРЕТЬ НА САЙТЕ “ЕГЭ ПОРТАЛ”
Как выполнять задания 1-24 на сайте Мельниковой Веры Александровны. Посмотреть
Задание 1. Информационная обработка текстов
Примерная формулировка задания: В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В задании предлагается прочитать текст, понять его основную мысль и выбрать несколько вариантов ответа, наиболее точно отражающих главную информацию прочитанного текста.
Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.
4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.
Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).
Пример задания 1.
Прочитайте текст.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Попробуем сжато пересказать текст:
Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.
Сопоставим пересказ с вариантами:
- в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
- второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
- в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.
Следовательно, верный вариант ответа — 3,5.
урок разбор задания 1 Скачать тест по заданию 1
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
Формулировка задания
(1)Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной про¬блемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала.
(2)Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (…) побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Зато
Другими словами,
Благодаря этому
Во-первых,
Правильный ответ: другими словами.
Что следует знать для выполнения задания
Обычно в задании 2 пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значение в рассуждения автора исходного текста.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.
2. Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
• указывает на причину описываемых явлений (на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);
- является следствием рассуждений автора (ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
- подводит итог рассуждениям автора (ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
- повторяет ту же самую мысль, но понятнее (ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
- стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (КРОМЕ ТОГО);
- поясняет то, о чём говорилось прежде (НАПРИМЕР, ТАК); • вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
- уточняет сказанного ранее (ТО ЕСТЬ);
- используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (ОДНАКО, ЗАТО, НО);
- вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (ИМЕННО, ВЕДЬ);
- усиливает сказанное (ДАЖЕ); • имеет значение «по этой причине» (НЕ СЛУЧАЙНО).
3. Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.
Источник: https://poluektowa.jimdofree.com/%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B5%D0%B3%D1%8D/