Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

Психология безопасности рассматривает психические про­цессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Структура психической деятельности человека

Психические процессысоставляют основу психической дея­тельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности)— это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности вы­деляют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека— это структурная организа­ция компонентов психики, выполняющих функцию взаимодейст­вия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производст­венного процесса.

1.1.1. Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последую­щего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами ус­тановлено, что в среднем за первые 9 часов информация, кото­рую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на опре­деленные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства — звуковые, зри­тельные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасно­сти представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для воспри­ятия используется информация от нескольких видов анализато­ров (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соот­ветствовать определенным правилам, в частности, должны обес­печиваться актуальность и новизна информации, эмоциональ­ность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление — это процесс познания действительности, харак­теризующийся обобщением. В процессе мышления осуществля­ется выбор решения, которое реализуется в последующих дейст­виях человека.

Ошибочный выбор решения связан со следующи­ми причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации.

Оши­бочное решение может привести к авариям, травмам, несчаст­ным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоциональ­но-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувст­ва, эмоции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасно­сти.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способ­ствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкра­зия — болезненное отвращение к определенным раздражителям.

Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и сни­жает степень риска возникновения опасной ситуации.

Это об­стоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодоле­нию препятствий и устранению причин угрозы для человека.

Ас­тенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас — способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с тем­пераментом и характером человека.

Поэтому темперамент и ха­рактер человека учитывается при его допуске к некоторым ви­дам работ, связанных с большой ответственностью, необходимо­стью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производ­ственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпера­ментом человека, могут вызвать состояние аффекта — эмоцио­нального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям.

В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, ха­рактеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к.

аффект может яв­ляться основной причиной реализации опасной ситуации — ава­рии или травмы.

Настроение — это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени харак­тер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться при­чиной возникновения опасных ситуаций.

Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести чело­века к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев.

Это обстоятельство не­обходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, кото­рая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели.

Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направлен­ность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией.

Для профессиональной дея­тельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для вы­полнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспе­чение безопасности.

Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопас­ных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, ма­териально и т. д.

, чтобы формировать в трудовом коллективе ус­тойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасно­сти деятельности — риском, который может быть мотивирован­ным и немотивированным (бескорыстным).

Причинами мотиви­рованного рискованного поведения могут быть выгода или опас­ность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.).

Готовность к риску индивида определяется его психоло­гическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 8886; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-25947.html

Психофизиологические основы безопасности труда

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

безопасность газоопасный труд помощь

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология – это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека.

Она включает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика.

Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при организации производства, применении сложных технических и технологических систем наибольший интерес представляет психология безопасности, предметом которой являются психические процессы, свойства и состояния.

Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболеваемости.

Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельности.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств.

Для восприятия используется информация от различных анализаторов – зрительного, слухового, тактильного и др.

Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональность воздействия.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. Запоминание тесно связано с забыванием.

Установлено, что в среднем за первые девять часов полученная информация уменьшается на 65%.

Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека.

Ошибочное решение является следствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетентности, а также ошибочного осмысления полученной информации.

При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям.

Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации.

Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и интерьера производственного помещения.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические.

Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека.

Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека.

Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуации действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека.

Настроение может являться причиной возникновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п.

Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели).

Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией.

Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой.

Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности.

Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются характер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологических свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитываться при профессиональном отборе.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников.

Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния. В психологии безопасности труда важное значение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состояния.

Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производительность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

– длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

– временными, возникающими из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

– периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологических системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия.

Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств.

Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать отрицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокращение травматизма и повышение надежности работ сложных систем.

Источник: https://studbooks.net/1383864/bzhd/psihofiziologicheskie_osnovy_bezopasnosti_truda

IV. Психические состояния и безопасность человека

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

III. Психические свойства, влияющие на безопасность.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека,

считаются характер и темперамент.

Характер – это совокупность индивидуально психологических свойств, проявляющихся в типичной для данной личности способах действия при определённых обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам. Характер учитывается при профориентации и профотборе.

Темперамент – под этим термином понимают сочетание таких характеристик человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека – силы, подвижности и возбудимости. По темпераменту выделяются холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник – это человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, глубоко переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устаёт. Темперамент обусловлен генетически, а характер зависит от самого человека и возраста.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (страх, боязнь).

Агорафобия – боязнь открытого пространства и скопления людей.

Акрофобия – страх высоты.

Клаустрофобия – боязнь закрытых, тесных пространств.

Пантофобия – боязнь всего вокруг, всего, что может произойти.

Псевдофобия – боязнь, вызванная когда-то пережитыми событиями; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев.

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Реакция организма на внешние раздражители не остаётся постоянной.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности, в результате чего, может возникнуть состояние психической напря. жённости, которое называется стрессом.

Однако надо отметить то, что стресс оказывает не только положительное влияние

на результат труда, но и при превышении критического уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до его срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом.

В современных механизированных и автоматизированных предприятиях рабочему

приходится сталкиваться с так называемыми стрессорами.

Выделяют 6 групп производственных стрессоров:

1. интенсивность работы;

2. давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);

3. изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;

4. однообразная монотонная работа;

5. недостаточная двигательная активность

6. различные внешние воздействия.

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений, снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса, обнаруживается у них вспыльчивость, раздражительность, резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряжённость, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление – это временное состояние органов или целого организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление. Крайней формой утомления служит тяжёлое утомление, граничащее с патологическими формами реакций на стимулы.

Развитие утомления связано с изменением работоспособности и в течении рабочего времени проходит три этапа: 1 – врабатывание, ΙΙ – устойчивой работоспособности, ΙΙΙ – наступление утомления.

К наиболее распространённым психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжённость и её длительное воздействие приводит к стрессам.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения, т.к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т.е. вызывают напряжение. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1. физиологический дискомфорт;

2. биологический страх;

3. дефицит времени на обслуживание

4. повышенная трудность задачи;

5. повышенная значимость ошибочных действий;

6. наличие релевантных помех;

7. неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8. дефицит информации для принятия решения;

9. недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10. перегрузка информацией;

11. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания и обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и устойчивости внимания.

Политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

К психическим состояниям относится мотивация, которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой.

Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определённую структуру в виде иерархии мотивов.

Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает либо действие, сопряжённое с опасностью, либо действие в условиях неопределённости.

Источник: https://studopedia.su/14_37424_IV-psihicheskie-sostoyaniya-i-bezopasnost-cheloveka.html

Психические процессы, определяющие безопасность человека

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

Память это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства – звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств.

Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам; в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов).

Мышление это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов.

Темперамент это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда.

Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Исходя из проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение для профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности.

Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность.

Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей.

Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

Законодательные и нормативные акты по охране труда.

В сфере обеспечения безопасности человека на производстве в Российской Федерации действует законодательство по охране труда.

Законодательство о труде и охране труда основано на положениях Конституции РФ(принята 12 декабря 1993 г.):

– «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанав-ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда» (ст. 7);

– «Труд свободен…» (ст. 37);

– «Принудительный труд запрещен…» (ст. 37);

– «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…» (ст. 7);

– «Каждый имеет право на отдых…» (ст. 37);

– «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…» (ст. 41);

– «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность…» (ст. 41).

Законодательные акты, содержащие требования по охране труда:

Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ;

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон от
24 07. 1998 г. № 125-ФЗ.

В структуреТрудового кодекса Российской Федерации имеется раздел X«Охрана труда».

В нем дается определение понятия «охрана труда» и других понятий, очерчивается круг правовых норм, образующих законодательство РФ об охране труда, указывается сфера действия закона, излагаются основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Рабочее местоместо, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвеннонаходится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работниковтехнические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ОТ) являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основе обязательного социального страхования;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работус вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современномуровнепроизводства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– участие государства в финансировании мероприятийпо охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и др.

В Законе декларируются права работника в области охраны труда.

Согласно Закону каждый работник имеет право на охрану труда. Это право распространяется на следующие объекты и направления работ, обеспечивающих ОТ:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

– получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

– обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

– компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.



Источник: https://infopedia.su/8xf0b9.html

Психические свойства человека, влияющие на безопасность — Студопедия

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, считаются характер и темперамент Качество человека которые влияют на его безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда.

Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Исходя из проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение для профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделить производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Производственные психические состояния

Эти состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группа:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему) отражают общий психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв, скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Особенности групповой психологии

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую снижает или предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями.

В условиях производства действует группа людей (цех, управление и т.п.) и принятие решений ложится на эту группу.

В психологии оно носит название как групповое принятие решений (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений членов группы.

Иногда возрастает рискованность групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы – происходит это из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.

Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция – нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей порождает практически наиболее важное свойство толпы – её легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Особые психические состояния

Организация контроля за психическим состоянием операторов необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния – группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной ( от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев.

Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления.

Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное сужение объема сознания.

При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия.

Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.

Запредельные формы психического напряжения

Эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения в экстремальных условиях.

Напряженный тип поведения проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Такие работники на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий.

Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок.

Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это — агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости.

Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха.

Так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех людей закономерности. В то же время влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуально.

Люди с сильным характером действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения – на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д.

И в то же время люди с подобным типом нервной системы легко поддаются монотонии – состояние, которое возникает при монотонной, однообразной работе при отсутствии внешних раздражителей (например, работа оператора в ночное время). Выражается это в снижении бдительности, готовности к действиям, нарастании сонливости и апатии.

А вот индивиды со слабыми нервами хорошо справляются с однообразной монотонной работой и, наоборот, теряются в аварийной обстановке, наступает своеобразный «психологический шок»; появляется сильная заторможенность либо беспорядочные импульсивные поступки, неспособность к разумным действиям (паника).

Учитывая эти особенности, специалисты-психологи, проводившие психофизиологические исследования операторов АЭС, рекомендовали формировать смены из людей с разными типами нервной системы, чтобы они могли подстраховывать друг друга и успешно действовать как при монотонии, возникающей в штатном режиме, так и в случае аварии.

Источник: https://studopedia.ru/1_96036_psihicheskie-svoystva-cheloveka-vliyayushchie-na-bezopasnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.