Плеханов, ленин, россия.

Они начинали как соратники

Плеханов, ленин, россия.

Для характеристики темы, заявленной выставкой, особое значение имеет обращение к теме взаимоотношений Г. В. Плеханова и В. И. Ленина – взаимоотношений учителя и ученика, потом соратников и соперников в борьбе за партийное лидерство и, наконец, непримиримых идейных соперников.

Выявлено уже более 250 эпизодов, связанных с их личными контактами, откликами на публикации произведений друг друга, полемикой на партийных съездах, перепиской и т. п. В биохронике В. И. Ленина зафиксирована первая встреча этих двух выдающихся деятелей русской революции, состоявшаяся в 1895 г.

в Швейцарии, и последнее упоминание о том, что в октябре 1923 г., за три месяца до смерти тяжело больной Ленин, заехав в Кремль, отобрал для чтения и просмотра несколько философских произведений Плеханова.

В их отношениях причудливо переплетались взаимное уважение, конструктивное сотрудничество и искреннее преклонение перед их общими кумирами Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и очень разное, по сути, отношение к марксизму, ожесточенные идейные споры и полный разрыв, с другой.

Библиография работ, непосредственно посвященных анализу взаимоотношений этих двух великих людей огромна. На выставке представлено лишь несколько из них.

Антонов М. А. Ленин и Плеханов: Очерк полемики. Петроград, 1917. 32 с. (Политическая библиотека для всех; № 2).
Книга была возвращена в фонд Дома Плеханова из спецхрана в 1990 г. Издательство “Свобода”, которое выпустило книгу в свет, в мае 1917г.

заказало её Антонову с просьбой изложить в более популярной форме взгляды этих двух главнейших представителей социализма.

В предисловии от издательства отмечается, “что читатель, по прочтении настоящей брошюры убедится, что автор рассматривает вполне объективно идеологию обоих, не предрешая вопроса в пользу кого-либо из них.

Книгоиздательство же, не отрицая права свободного и открытого обсуждения наболевших вопросов, вызванных революцией, стоит на той точке зрения, что теперь нужно отложить доктринерские споры и объединить все свои силы для того, чтобы сохранить завоевания революции и обеспечить светое будущее Российской демократии”.

Луначарский А. В. Ленин и Плеханов // Прожектор. 1928. № 23 (141). С. 5-7. Завершается статья словами: “Плеханов великий человек. Плеханов провозвестник нового мира. Плеханов вслед за Марксом и Энгельсом и специально для нас, для Восточной Европы, заложил основные камни нового здания, но Плеханов ещё на большую половину человек старого мира.

Ленин с головы до пят человек нового мира. В этом его огромная особенность, в этом его непередаваемое очарование”.

В журнале приведена знаменитая карикатура П. Лепешинского (1903 г.), изображающая Плеханова, вырывающего своих товарищей из болота оппортунизма.

Плеханов тянет из трясины Мартова, змея – Дан, рак – Аксельрод, стрекоза – Троцкий, вдали, наблюдая за происходящим, стоит Ленин.

Белов Ю. П. На семи ветрах. М., 2002. 189 с. Книга общественного и политического деятеля, публициста Ю. П. Белова включает статьи, опубликованные в периодической печати в 2001-2002 гг. В том числе в неё вошла статья “Последнее слово за народом: Как Плеханов и Ленин решали главный вопрос истории”.

Свои размышления над тем, какой подход в разрешении назревающих проблем востребует действительность: плехановский или ленинский, автор начинает с обращения к научным трудам Плеханова, сожалея, что в советское время они были не в полной мере востребованы.

В заключении отмечается, что “Плеханов и Ленин были едины в стратегическом замысле – спасти страну от прогнившего абсолютизма. Его осуществление зависело от правильного выбора тактики: когда и каким образом это сделать лучше, наверняка.

В тактике Ленин оказался сильнее Плеханова, потому что жил современной российской действительностью, а не судил о ней издалека. Значит ли, что Плехановский эволюционный подход к разрешению социальных противоречий лишился своей ценности? Ничуть! Ленин, что мы пытались доказать читателю, лучше других сознавал его непреходящую ценность.

Здесь пора перейти к вопросу, ради ответа на который писалась данная статья: есть ли шанс в наше время предотвратить угрозу национально-государственной катастрофы России эволюционным путём? Такой шанс имеется, и было бы преступлением упустить его”.

Некоторые из представленных на выставке изданий, в которых опубликованы статьи, посвященные сравнительному анализу социально-философских, политических, экономических и социологических взглядов Ленина и Плеханова:

Чагин Б. А. Методологические аспекты критики немарксистской социологии Г. В. Плехановым и В. И. Лениным // Социологическая мысль в России. Л., 1976. С. 370-401.

Филимонова Т. И. Ленин и Плеханов: перспективы развития социалистической революции в 1917 году // Общественно-политические институты и движения: проблемы теории и истории: Сб. науч. тр.Л., 1991. С. 120- 130.

Ивонин Ю. П. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин // Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием: ( Проблема социального идеала в русской философии “Серебряного века). Новосибирск, 1997. С. 168-185.

Могилевский Д. Плеханов и Ленин //Коммунист Ленинграда. 2006. № 5/6 (53). С. 25-29.

Тютюкин Г. В. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин: штрихи к политическим портретам // Плехановские чтения. VIII: Россия в 1912 – 1922 гг.: Период социально-политического слома и национальной консолидации: Материалы к конференции. 30 мая – 1 июня 2008 г. СПб., 2008. С. 33-39.

Большой интерес в плане изучения взаимоотношений этих двух революционеров представляет изучение личной библиотеки Г. В. Плеханова, хранящейся в Доме Плеханова. В библиотеке хранится 12 экземпляров книг В. И.

Ленина, не считая его статей в периодических изданиях и различных сборниках. Это издания женевской типографии РСДРП 1897 – 1905 гг., предназначавшиеся для нелегальной переправки в Россию.

Особое значение этих книг состоит в том, что на них имеются читательские и текстовые пометы Плеханова, отражающие ход его мыслей в ходе прочтения книг.

Самая жесткая полемика между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным разгорелась в 1917 г. после Февральской революции. Плеханов приехал в Петроград 31 марта (13 апреля) г., В. И. Ленин – 3 (16) апреля 1917 г.

4 апреля В. И. Ленин выступил в Таврическом дворце на собрании большевиков – участников Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов с докладом о задачах революционного пролетариата, в котором огласил и разъяснил свои тезисы, вошедшие в историю как Апрельские тезисы.

В докладе был приведен план борьбы за переход от революции буржуазно-демократической к революции социалистической и выдвинут лозунг организации республики Советов.

В этот же день он вторично выступает с этим докладом на объединенном собрании большевиков и меньшевиков – участников Всероссийского совещания, по окончании доклада Ленин передает текст Апрельских тезисов И. Г. Церетели.

5 апреля 1917 г. в газете “Единство” опубликована информационная статья одного из её репортеров “Совещание представителей с.-д.

партии по вопросу об объединении”, в которой приведено содержание доклада Ленина со следующей оценкой: “Эта – по истине бредовая речь встретила достойный отпор со стороны Церетели, встреченный бурной овацией.

Он говорил о том, что задача момента – укрепить завоевания, имя которым демократическая республика. Против приведенной выше анархической демагогии он очень уместно привел слова Энгельса: “нет более верного пути к гибели, как ранний захват власти”.

     

Единство. 1917. 5 апреля. № 5.

Легальная общественно-политическая газета “Единство” издавалась группой “Единство” в Петербурге в 1914 г., затем издание было возобновлено в Петрограде, где газета выходила с 29 марта по 17 ноября 1917 г.

После Октябрьской революции газета наряду с другими периодическими изданиями, не выражавшими мнения большевиков, бала закрыта. В декабре 1917 г. была предпринята попытка возродить газету под названием “Наше единство”, но 20 января 1918 г.

издание было прекращено в связи с отсутствием средств и болезнью главного редактора – Г. В. Плеханова.

7 апреля 1917 г. в газете “Правда” за подписью Н. Ленин появилась статья “О задачах пролетариата в данной революции”, явившаяся ответом на статью в “Единстве”.

Ответом на эту статью послужила статья:
Г. В. Плеханова “О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен” (Единство. 1917. № 9/10).

Плеханов снова напоминает слова Энгельса о том, “что для данного класса не может быть большего исторического несчастья, как захват власти в такую пору, когда его конечная цель остается недостижимой по непреодолимым объективным условиям”, но “Ленина в его нынешнем анархическом настроении, разумеется, не может образумить подобное напоминание”.

Заключая статью с анализом Тезисов, Плеханов пишет, что все призывы Ленина представляют собой “безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту на Русской Земле”. Плеханов Г. В. Год на Родине: Полное собрание статей и речей 1917 – 1918 гг. в двух томах. Paris, 1921.

См. также:
Современные политические партии и общественные организации
Современная литература о жизни и деятельности В. И. Ленина
Они начинали как соратники

Источник: http://nlr.ru/exib/Lenin/len-plex.html

Георгий Плеханов. Отец русского марксизма и его потомство

Плеханов, ленин, россия.

1 из 20

Всё начиналось с мирного требования хлеба. Для семей защитников Родины. Святое дело — и совершенно не претендовавшее на потрясение основ.

© Фото : Государственный музей политической истории России

2 из 20

Восьмого марта — в женский день, уже тогда пользовавшийся популярностью — перед победившим революционным правительством женщины поставили уже политические вопросы.

3 из 20

И все-таки большинство протестующих надеялись, что к успеху можно прийти мирным путем. Народ, земля, свобода, мир — что здесь плохого? Только хорошее!

4 из 20

Демонстрации солдат, которые во многом сделали возможной Февральскую революцию, имели целью привлечь внимания к нуждам фронтовиков: в конечном итоге, требовали мира, прекращения бессмысленной, по мнению солдат, окопной войны.

5 из 20

Вместе с солдатами “авангард революции” составили рабочие – в том числе самые высококвалифицированные, как сотрудники ювелирного завода Фаберже. Требования были социальными, но жесткими — например, 8-часовой рабочий день. Таких норм рабочего времени к 1917 году не было еще ни в одной стране мира.

6 из 20

И вот — в февральских митингах и демонстрациях замелькало роковое “Долой монархию”…
© РИА Новости / РИА Новости

7 из 20

Общественный консенсус тогда заключался в том, что необходимо созвать Учредительное собрание, которое выбрало бы для России форму правления и учредило Конституцию. К этому добавлялись требования мира и обобществления земельных угодий.

8 из 20

Впрочем, вопрос о том, продолжать ли войну или заключать немедленный мир с Германией, стал яблоком раздора среди победивших революционеров. Часть демонстраций ходила с пацифистскими лозунгами, их оппоненты требовали войны до победного конца.

9 из 20

Напрасно самые благоразумные из демократов призывали всех “сплотиться сильнее, чтобы сберечь свободу”. Как показала история, это и вправду было необходимо, но призывов никто не услышал.

10 из 20

Тех, кто стоял скорее за свободу, чем за победу — было численно больше. А главное – среди них было много вооруженных солдат, которым война действительно надоела.

11 из 20

Но и среди фронтовиков – даже получивших ранения на войне — очень многие стояли за войну до победного конца. Впрочем, эти люди свое отвоевали в любом случае.

12 из 20

Так называемая “препроводительная нота” министра иностранных дел Временного правительства П. Н.

Милюкова была призвана успокоить союзников России по Первой мировой войне — прежде всего Англию и Францию — по поводу возможного выхода России из войны. Из этой ноты следовало, что война будет продолжаться.

Массовые протесты революционных солдат, последовавшие 20 апреля (3 мая), обрушили Временное правительство, в результате чего в следующий его состав вошли социалисты.

13 из 20

На фоне кризисов, сотрясавших правительство, укреплялась система профсоюзов и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Язык лозунгов этих организаций был уже чисто марксистский. Появляется лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”, ранее маркировавший узкую нишу марксистов — социал-демократов.

14 из 20

Самой удобной мишенью для обвинений во всех трудностях даже в мае 1917 года остается низложенный Николай II.

15 из 20

Весной 1917 года все еще голодно. Поэтому лозунги о прибавлении пайка сопровождаются новой надеждой — призывам к власти советов. И впрямь, это средство от голода еще не было опробовано.

© Фото : Library of Congress

16 из 20

Свобода. Земля. Обновление. Этого хотели страстно и хотели практически все. Французская революция, строчка из гимна которой стала лозунгом, была желанным образцом — несмотря на изученные уже “издержки”.
© Фото : Library of Congress

17 из 20

Матросы среди революционеров были наиболее радикальным отрядом. Они требуют отставки уже Временного правительства (“министров-капиталистов” следует, видимо, заменить на социалистов), а еще лучше — передачи власти советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Повестка дня неумолимо катится к Октябрю…

18 из 20

Первый день новой эры: Петроград в руках большевиков. На повестке дня — расправа с “правыми”, сторонниками Корнилова и Каледина, пытавшимися совладать с социалистами летом 1917 года.

19 из 20

Следующая цель — которая, как казалось, тоже близка – коммунизм, общество будущего, где были бы побеждены частная собственность, семья и другие пережитки традиционного общества. На скорую руку, как мы знаем, удалось воплотить лишь коммунизм военный.

20 из 20

Победителем 1917 года стал лозунг “Вся власть Советам”.

1 из 20

Всё начиналось с мирного требования хлеба. Для семей защитников Родины. Святое дело — и совершенно не претендовавшее на потрясение основ.

© Фото : Государственный музей политической истории России

2 из 20

Восьмого марта — в женский день, уже тогда пользовавшийся популярностью — перед победившим революционным правительством женщины поставили уже политические вопросы.

3 из 20

И все-таки большинство протестующих надеялись, что к успеху можно прийти мирным путем. Народ, земля, свобода, мир — что здесь плохого? Только хорошее!

4 из 20

Демонстрации солдат, которые во многом сделали возможной Февральскую революцию, имели целью привлечь внимания к нуждам фронтовиков: в конечном итоге, требовали мира, прекращения бессмысленной, по мнению солдат, окопной войны.

5 из 20

Вместе с солдатами “авангард революции” составили рабочие – в том числе самые высококвалифицированные, как сотрудники ювелирного завода Фаберже. Требования были социальными, но жесткими — например, 8-часовой рабочий день. Таких норм рабочего времени к 1917 году не было еще ни в одной стране мира.

6 из 20

И вот — в февральских митингах и демонстрациях замелькало роковое “Долой монархию”…
© РИА Новости / РИА Новости

7 из 20

Общественный консенсус тогда заключался в том, что необходимо созвать Учредительное собрание, которое выбрало бы для России форму правления и учредило Конституцию. К этому добавлялись требования мира и обобществления земельных угодий.

8 из 20

Впрочем, вопрос о том, продолжать ли войну или заключать немедленный мир с Германией, стал яблоком раздора среди победивших революционеров. Часть демонстраций ходила с пацифистскими лозунгами, их оппоненты требовали войны до победного конца.

9 из 20

Напрасно самые благоразумные из демократов призывали всех “сплотиться сильнее, чтобы сберечь свободу”. Как показала история, это и вправду было необходимо, но призывов никто не услышал.

10 из 20

Тех, кто стоял скорее за свободу, чем за победу — было численно больше. А главное – среди них было много вооруженных солдат, которым война действительно надоела.

11 из 20

Но и среди фронтовиков – даже получивших ранения на войне — очень многие стояли за войну до победного конца. Впрочем, эти люди свое отвоевали в любом случае.

12 из 20

Так называемая “препроводительная нота” министра иностранных дел Временного правительства П. Н.

Милюкова была призвана успокоить союзников России по Первой мировой войне — прежде всего Англию и Францию — по поводу возможного выхода России из войны. Из этой ноты следовало, что война будет продолжаться.

Массовые протесты революционных солдат, последовавшие 20 апреля (3 мая), обрушили Временное правительство, в результате чего в следующий его состав вошли социалисты.

13 из 20

На фоне кризисов, сотрясавших правительство, укреплялась система профсоюзов и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Язык лозунгов этих организаций был уже чисто марксистский. Появляется лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”, ранее маркировавший узкую нишу марксистов — социал-демократов.

14 из 20

Самой удобной мишенью для обвинений во всех трудностях даже в мае 1917 года остается низложенный Николай II.

15 из 20

Весной 1917 года все еще голодно. Поэтому лозунги о прибавлении пайка сопровождаются новой надеждой — призывам к власти советов. И впрямь, это средство от голода еще не было опробовано.

© Фото : Library of Congress

16 из 20

Свобода. Земля. Обновление. Этого хотели страстно и хотели практически все. Французская революция, строчка из гимна которой стала лозунгом, была желанным образцом — несмотря на изученные уже “издержки”.
© Фото : Library of Congress

17 из 20

Матросы среди революционеров были наиболее радикальным отрядом. Они требуют отставки уже Временного правительства (“министров-капиталистов” следует, видимо, заменить на социалистов), а еще лучше — передачи власти советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Повестка дня неумолимо катится к Октябрю…

18 из 20

Первый день новой эры: Петроград в руках большевиков. На повестке дня — расправа с “правыми”, сторонниками Корнилова и Каледина, пытавшимися совладать с социалистами летом 1917 года.

19 из 20

Следующая цель — которая, как казалось, тоже близка – коммунизм, общество будущего, где были бы побеждены частная собственность, семья и другие пережитки традиционного общества. На скорую руку, как мы знаем, удалось воплотить лишь коммунизм военный.

20 из 20

Победителем 1917 года стал лозунг “Вся власть Советам”.

Источник: https://ria.ru/20170530/1492280248.html

Русский марксизм: Георгий Плеханов и Владимир Ленин

Плеханов, ленин, россия.

Идеи марксизма в России начинают интенсивно распространяться в конце 80-х гг. XIX в. Его главными российскими теоретиками явились Г. В. Плеханов (1856—1918), а позже В. И. Ульянов {Ленин) (1870—1924). Первый был идеологом ортодоксального марксизма, а второй — лидером во многом переосмысленного, большевистского марксизма.

В 1883 г. в Женеве русские эмигранты организовали первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». В нее вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Они отказались от народнического анархизма и начали пропагандировать научный социализм.

Выдающийся теоретик марксизма Георгий Плеханов одним из первых стал обосновывать возможность применения теории Маркса к российской социально-экономической действительности.

Причины того он видел, во-первых, в буржуазном характере русских общественных отношений; во-вторых, в появлении условий для выдвижения пролетариата на политическую арену.

К теоретическим заслугам Плеханова коммунисты также относят анализ расстановки классовых сил и выработку новой революционной программы. Ее основные этапы: уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности, осуществление социалистической революции.

Ссылаясь на Маркса, Плеханов полагал, что в текущий период истории революция в России невозможна, так как русский капитализм находится в стадии своего становления, а пролетариат слишком незначителен в количественном смысле. В революционный дух крестьянства он не верил.

Иную точку зрения отстаивала активистка международного социалистического движения Вера Засулич (1849—1919). Она полагала, что капитализм может существовать в различных формах, а движущей силой революции могут быть не только экономические отношения. В Имперской России, по ее убеждению, существуют более благоприятные условия для развития революционного движения, чем в других странах.

Большевики во главе с Владимиром Лениным пошли по линии, намеченной Засулич. Ленин начинает радикальный пересмотр марксизма и его привязку к российским условиям. Прежде всего, он отвергает идею Маркса о международной коммунистической революции.

Победа социализма возможна «первоначально в одной или нескольких странах». Обосновывает это он законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками.

Слабость русского капитализма увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции.

Свободно и творчески, не оглядываясь на авторитет Энгельса, Ленин подходит и к проблеме материи.

Открытие делимости атома вызвало полемику в рядах марксистов и стремление некоторых из них заменить онтологию Маркса другими философскими учениями — позитивистов Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса или онтологией неокантианцев.

Возникла опасность отказа от материализма. Среди ученых стало распространяться убеждение в том, что если атом делим, значит «материя исчезла». С этим тезисом Ленин никак не мог согласиться.

Он резко выступил против философа и экономиста Александра Богданова, который склонялся к махизму, и Георгия Плеханова, который догматично воспринимал диалектический материализм.

Решение проблемы, предложенное Лениным, было таким: исчезает не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными.

Главное же свойство материи, с которым тесно связан философский материализм, «есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Тогда такая позиция в философии и науке сыграла прогрессивную роль, но в целом ошибочно связывать материальность лишь с объективной реальностью, исключая реальность субъективную. В XX в.

исследователи стали понимать, что, возможно, феномены субъективной реальности человека (например, мысли) обладают определенным психоэнергетическим потенциалом и способны воздействовать на физиологические процессы организма и явления природы.

Большое внимание Ленин уделял изучению диалектического метода. Он критиковал Богданова за отказ от гегелевской диалектики, а Плеханова за ее узкое понимание как «скачкообразного» развития. По мнению идеолога большевиков, диалектика — всеобщий закон развития мира и его познания. При этом он придавал большое значение ее прикладному применению в политической борьбе.

В гносеологии Владимир Ленин не разделял убеждение некоторых последователей марксизма в том, что тот отрицает объективность истины. Он признавал как объективность, так и абсолютность истины, которая проверяется практикой.

Исторические законы, установленные Карлом Марксом, Ленин воспринимал как законы всеобщие. Однако не исключал, что развитие конкретных наций и государств имеет свою историческую специфику и не вписывается в «мертвую букву» теоретических выкладок общих законов. Революция в Азии или России не может быть похожа на революцию в Европе.

Значительное место в творчестве Ленина занимает теория государства. Позицию анархистов он не принимал. После уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового, советского государства.

Пока государство существует, соглашался Ленин, полной свободы человека быть не может, однако его советский вариант — необходимое временное образование на пути к бесклассовому, свободному, лишенному какой-либо государственности коммунистическому обществу.

Источник: https://studme.org/123511/filosofiya/russkiy_marksizm_georgiy_plehanov_vladimir_lenin

Плеханов, ленин, россия

Плеханов, ленин, россия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Плеханов Г.В. – основоположник марксизма в России

Плеханов Георгий Валентинович (1856, деревня Гудаловка Тамбовской губернии – 1918)- родился в мелкопоместной дворянской семье. В 1873 окончил Воронежскую военную гимназию, в 1874 поступил в Петербургский горный институт, но завершить образование не успел.

Его политическая деятельность началась с 1875 года, когда Плеханов установил связи с революционерами – народниками. Воспитанный в образованной семье с передовыми взглядами на освободительных идеях А.И.Герцена, В.Г.

Белинского, Н.А.Добролюбова молодой Плеханов не мог остаться в стороне от политической жизни того времени.

В известной революционной народнической организации «Земля и воля» он играл крупную роль, вел пропаганду среди рабочих Петербурга.

В 1979 году после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел» Плеханов возглавил организацию «Черный передел». Он выступал против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. В январе 1880 года, преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и др. странах.

В эмиграции Плеханов изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, знакомился с западно-европейским рабочим движением. Г.В.Плеханов перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Эта работа составила, как признавал сам Плеханов, эпоху в его жизни, она явилась переломным этапом в его идейном развитии. К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма.

Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и смелым защитником научного социализма.

Осенью 1883 года он основывает первую русскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда».

Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Г.В.Плеханов первым в России рассмотрел вопросы о характере предстоящей в России революции, об исторической миссии пролетариата в руссом революционном движении, выдвинув перед русскими революционерами задачу образования рабочей социалистической партии.

С первых шагов группа «Освобождение труда», стояла на позициях пролетарского интернационализма, рассматривала русское революционное движение как часть международного рабочего движения.

Во втором проекте программы русских социал-демократов Плеханов писал, что будущая социалистическая революция будет иметь международный характер.

«Отсюда вытекает,- писал Плеханов,- солидарность интересов производителей всех стран, признанная и провозглашенная еще Международным товариществом рабочих».

В июле 1889 года в Париже состоялся первый конгресс II Интернационала. Плеханов от имени русской социал-демократической партии выступил с речью на этом конгрессе. «Силы и самоотвержение наших революционных идеологов могут быть достаточны для борьбы против царей как личностей, но их слишком мало для победы над царизмом как политической системы».

В 1895году Плеханов знакомится в Швейцарии с Лениным и устанавливает связи с Петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1900-1903 г. Плеханов принял участие в организации и руководстве газетой «Искра». Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения.

Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно- демократической революции в социалистическую.

У нас до недавнего времени считалось, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на II съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи – империализма и пролетарских революций. Но вот что пишет о Плеханове Л.Г. Дейч. Он убеждает, что Плеханов никогда не уклонялся от раз избранного им пути. От первой брошюры «Социализм и политическая борьба», вплоть до последней статьи, продиктованной им.

Плеханов стремился содействовать развитию классового сознания рабочих, он также предостерегал своих последователей от всякого рода необычных и нецелесообразных планов.

Плеханов был верен положению классического марксизма о том, что старое общество уступает место новому социальному строю лишь тогда, когда оно исчерпывает возможности собственного развития, когда в его недрах созреют предпосылки для этого нового строя.

Россия, доказывал он, страдает не только от того,» что в ней есть капитализм, но также от того, что он в ней недостаточно развит». В таких условия нелепо призывать рабочих, беднейшую часть крестьянства к низвержению капитализма и овладению ими политической властью.

Социальная организация производства не найдет объективной опоры, а правительство, которое попыталось ее осуществить, вынуждено будет прибегнуть к насилию и в конечном счете либо выродиться в новую «социалистическую касту», стоящую над обществом, либо будет смещено противодействующей стихией.

Плеханов придерживался общепринятого в марксистской среде взгляда на историческую последовательность: капитализм – предпосылки социализма – социалистическая революция – социализм. Плеханов не находил смысла в городских и крестьянских восстаниях, отмечая их бесплодность и малую революционность.

Даже для ХХ века Плеханов не видел предпосылок революционного движения крестьянства.

Народовольческому тезису о захвате власти заговорщиками Плеханов противопоставил марксистские положения о завоевании власти рабочим классом как о высшей форме классовой борьбы.

Из анализа общественных отношений сделал вывод о том, что Россия стоит накануне не социалистической, а буржуазно-демократической революции.

Последовавшие события – разгон первой и второй Государственной думы и наступившая затем продолжительная реакция (1907-10г.г.), сопровождавшаяся столыпинским террором, вполне подтвердили правильность задолго перед тем сделанного Плехановым прогноза.

Известие о Февральской революции 1917 года, застало Плеханова в Италии, где давно страдавший туберкулезом, он проводил зимние месяцы. Несмотря на плохое состояние здоровья, Плеханов участвовал в заседаниях Совета народных депутатов.

В статье “О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен” Плеханов резко выступил против Апрельских тезисов Ленина и курса большевиков на подготовку и проведение социалистической революции, так как не видел объективных условий для нее. Сейчас известны его слова, относящиеся к июню 1917 года:”…

Русская история еще не смолола той муки из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма…”

На совещании в Москве в августе 1917 года (встреча представителей торгово-промышленной буржуазии и русской революционной демократии) Плеханов сказал представителям левых, социалистических партий: “Россия переживает теперь капиталистическую революцию, а потому рабочему классу захватывать всю полноту политической власти совершенно неуместно.

Не может быть такой капиталистической революции, в которой не было бы капиталистов. Раз нам предстоит пережить еще более или менее длинный период капиталистического развития, то надо помнить, что этот процесс является двусторонним, причем на одной стороне будет действовать пролетариат, а на другой – буржуазия.

Тот и другой класс должен искать путь для экономического и политического соглашения”.

Плеханов указывал при каких обстоятельствах может восторжествовать революция, а страна быть спасенной от разгрома, обращался с такими призывами: “Расширяйте социальную основу своей политической власти, привлекайте в свою среду действительных представителей торгово-промышленного класса. Сим победите!”

В качестве неизменного последователя Маркса и Энгельса Плеханов вслед за своими учителями считал необходимой коалицию, раз производственные условия не допускают еще диктатуру пролетариата. Поэтому он писал: “Коалиция нужна для избежания гражданской войны.

Коалиция нужна для упрочения того, что было завоевано революцией. Коалиция нужна для устранения той грозной хозяйственной разрухи, борьба с которой не может быть успешно ведома силами одной революционной демократии”.

плеханов политический революционный

Политическая платформа Плеханова в то время сводилась к следующему:во-первых, поддержка Временного правительства, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами, осуждение корниловщины, война до победы.

И, конечно же, Плеханов резко осуждает большевиков.

Он бросает Ленину упреки в том, что он собирает под свои знамена “разнузданную чернорабочую чернь”, строит свои псевдореволюционные планы на недоразвитости “дикого, голодного пролетариата”.

В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б.Савинков, наотрез отказался.

Выводы

Плеханов внес ценный вклад в марксистскую науку в вопросах о роли личности в истории, о соотношении экономики и идеологии, о взаимоотношении различных форм общественного сознания.

В работе «К вопросу о личности в истории» Плеханов обогащает марксистскую аргументацию, делает шаг вперед в разработке одной из центральных проблем исторического материализма – о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в истории, особенно рабочего класса в классовой борьбе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    К. Маркс и Ф. Энгельс как главные идеологи коммунизма, анализ деятельности мыслителей. Общая характеристика теории общественно-экономических формаций, разработанной К. Марксом. Рассмотрение особенностей “Манифеста Коммунистической партии”, основные цели.

    реферат , добавлен 19.04.2013

    Изучение биографии и политической деятельности Геннадия Андреевича Зюганова, главы Коммунистической партии России. Активное участие в Русском национальном соборе. Влияние философии на мировоззрение политика. Анализ его статей и публицистических работ.

Источник: https://papeleta.ru/the-ear-treatment/plehanov-lenin-rossiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.