Основные принципы школы научного управления в менеджменте.(не всё). Основные принципы школы научного управления и использование их в современных условиях

Основные принципы школы научного управления в менеджменте.( не всё) — Студопедия

Основные принципы школы научного управления в менеджменте.(не всё). Основные принципы школы научного управления и использование их в современных условиях

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

2. Разработка формальной структуры организации.

3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

 Ф. У. Тейлор;

 Френк и Лилия Гилберт;

 Генри Гантт.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

 хронометраж;

 инструктивные карточки;

 методы переобучения рабочих;

 плановое бюро;

 сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда.Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

 Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

 Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется “управление кадрами”. Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди.

Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.

Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен.

Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу.

Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с трех различных точек зрения.

Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

1. Школа научного управления;

2. Административная школа;

3. Школа психологии и человеческих отношений.

Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях.

И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие врамкам данных школ. Следует также учитывать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других.

И в рамках одной организации можно найти элементы всех подходов.

Источник: https://studopedia.ru/11_70272_osnovnie-printsipi-shkoli-nauchnogo-upravleniya-v-menedzhmente-ne-vse.html

Вопрос 3. Основные положения школы научного управления

Основные принципы школы научного управления в менеджменте.(не всё). Основные принципы школы научного управления и использование их в современных условиях

Создатели школынаучного управления исходилииз того, что, используянаблюдения, замеры, логику и анализ,можно усовершенствовать большинствоопераций ручного труда, добиться болееэффективного их выполнения.

Основные принципышколы научного управления:

  1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

  2. Разработка формальной структуры организации.

  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школынаучного управления являются:

  • Ф. У. Тейлор;

  • Френк и Лилия Гилберт;

  • Генри Гантт.

Ф.У. Тейлор —инженер-практик и менеджер, который набазе анализа содержания работы иопределения её основных элементов разработалметодологические основы нормированиятруда, стандартизировалрабочие операции, внедрил в практикунаучные подходы подбора, расстановкии стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал ивнедрил сложную систему организационныхмер:

  • хронометраж;

  • инструктивные карточки;

  • методы переобучения рабочих;

  • плановое бюро;

  • сбор социальной информации.

Немалоезначение он придавал стилюруководства,правильной системе дисциплинарныхсанкций и стимулированию труда.Труд вего системе является главным источникомэффективности. Ключевым элементом этогоподхода было то, что люди, которые производилибольше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную ипремиальную системы заработной платы:

  • Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;

  • Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научноеуправление наиболее тесно связано сработами Френка и Лилии Гилберт, которыезанимались преимущественно вопросамиизучения физической работы впроизводственных процессах иисследовали возможностьувеличения выпуска продукции за счетуменьшения усилий,затраченных на их производство.

Гилберты изучалирабочие операции,используя кинокамеры в сочетании смикрохронометром. Затем с помощьюстоп-кадров анализировали элементыопераций, изменяли структуру рабочихопераций с целью устранения лишних,непродуктивных движений, стремилисьповысить эффективность работы.

Исследования вопросоврационализации труда рабочих, проводимыеФ. Гилбертом, обеспечивали трехкратноеповышение производительности труда.

Л.Гилберт положила начало областиуправления, которая теперь называется”управление кадрами”. Она исследовалатакие вопросы, как подбор,расстановка и подготовка кадров. Научноеуправление не пренебрегало человеческимфактором.

Важнымвкладом этой школы было систематическоеиспользование стимулирования сцелью заинтересовать работников вувеличении производительности иобъема производства.

Наиболее близким ученикомТейлора был Г. Гантт, занимавшийсяразработками в области методикипремиальной оплаты, составившийкарты-схемы для производственногопланирования (ленточные графики Гантта),а также внесший вклад в разработкутеории лидерства. Работы Ганттахарактеризуют сознание ведущей роличеловеческого фактора.

Представители школынаучного управления в основном посвящалисвои работы тому, что называетсяуправлением производства. Она занималасьповышением эффективности на уровнениже управленческого, так называемомвнеменеджерском уровне.

Критикашколы научного управления:механистический подход к управлению:преподавание менеджмента сводилось кпреподаванию промышленного инжиниринга;сведение мотивации труда к удовлетворениюутилитарных потребностей работников.

Концепция научногоуправления стала переломным этапом.Оно почти мгновенно стало предметомвсеобщего интереса. Многие отраслиделовой деятельности стали применятьнаучное управление не только в США, нои в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд,механик и предприниматель, организатормассового производства автомобилей вСША, явился продолжателем учения Тейлораи внедрял его теоретические положенияна практике.

Принципы организациипроизводства Г.Форда: замена ручнойработы машинной; максимум разделениятруда; специализация; расстановкаоборудования по ходу технологическогопроцесса; механизация транспортныхработ; регламентированный ритмпроизводства.

Идеи, заложенные школойнаучного управления, были развиты иприменены к управлению организациямив целом прежде всего представителямиадминистративной школы управления.

Источник: https://studfile.net/preview/2099404/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.