Обучение грамоте в доу по фгос. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Обучение грамоте в доу по фгос. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик»

МКОУ «Павловская ООШ»(дошкольное отделение)Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Подготовила: воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик»

Возраст: подготовительная к школе группа.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом.

карточки с рисунками.

Раздаточный материал: цветные кружочки (красные, синие); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.

Организация детей: в кругу, за столами;

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура:

1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»

2. Работа по теме занятия: – 2 задание «Составь предложение по картине»

– 3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

– 4 ФИЗМИНУТКА – 5 задание «Найди звук»

– 6 задание «Игра Звуковые домики».

– 7 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»

3. Итог занятия.Ход:

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо,читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями – загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее.

А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).

А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, какой лепесток откроем первым, Имя ребёнка?

Ответы детей.

1 Задание «Отгадай загадку и опиши»

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня …Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна»). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть полоски-схемы.Из них вы должны выложить схему предложений:

1. Наступила долгожданная весна.

2. Дети пошли гулять в парк.

(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.Воспитатель: Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.

Воспитатель: какой лепесток с заданием будем открывать?

3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад – Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «МАРТ»?

-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ».

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку

4.Физкультминутка:

Отрываем следующий лепесток,а там вот какое задание:

5 задание «Игра Звуковые домики».Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки). Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество».

Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

7 Задание «Где прячется звук?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить,где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

– Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?

Дети. В середине слова.

– В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

-Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы.

(Скворечник)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?

Дети. В начале слова.

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?

Дети. В конце слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Конспект итогового открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте)

Обучение грамоте в доу по фгос. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  •  Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части , другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

                                                   Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

         Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.  

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой.  Но теперь эту её похитил Карабас – Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать,  если  справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

–  В конверте лежат и задания от Карабаса – Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

      Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания  и умения,  закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

-Мы спокойны, мы спокойны, Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо, Выполним обязательно,

Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

– У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт  №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности ,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С  заданием из первого конверта  вы справились

– Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

–  А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса – Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт  №2 «Слово»

3 задание. 

Вы знаете уже много слов .Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)

Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными 

(берем мяч).

– Ребята давайте посчитаем –

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять  гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки  в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Потянуться, опуститься,

И на место тихо сесть.

 5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба – ба – на избе была труба. (звук Б)

     Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

       Издаёт он звук какой?        Угадать вам помогу,       Загудит он громко: 

      «У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» – (звук К)        Кукарекает петух.      «Ко-ко-ко!» – наседка вторит –      «Станешь ты артистом вскоре!»

          «Ко-ко-ко!»

  2. Анечка упала на пол,                 (звук А)       Кот ладошку расцарапал,       И не ладится игра,

          Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание ,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке                           (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые,           (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них ,смотря вокруг,                                 (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает,                                     (посмотреть налево)

Цветочек расцветает,                                   (посмотреть направо)

Плывут по небу облака,                              (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка!                             (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

– Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

– А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти  дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

–  Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

                      Кто его открыть бы смог.

                      Повертели, покрутили,

                      Потянули и открыли.        

       Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.

Образовательный портал a2b2.ru

Электронная почта: info@a2b2.ru

Создание и продвижение сайта: ООО “А2Б2”

Источник: http://a2b2.ru/methods/29356_konspekt_itogovogo_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiu_rechi_obuchenie_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Обучение грамоте в доу по фгос. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Третьякова Елена Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Населенный пункт: г. Горняк, Алтайский край

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по обучению старших дошкольников грамоте.

Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал по обучению детей грамоте, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

1.Учить детей вслушиваться в звучание слов, развивая фонематический слух, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

2. Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый), находить место звука в слове.

3. Формировать умение делить слова на слоги, определяя количество слогов.

4. Продолжать развивать мыслительные процессы детей. Стимулировать зрительно – поисковую активность, слуховое восприятие, память, логику и аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект).

5. Осваивать азы слогового чтения.

6. Упражнять в составлении распространенных предложений по картине, используя предлоги.

7. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в парах; поощрять активность и самостоятельность.

8. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

Материал к занятию: мультимедийное оборудование, презентация. У детей на столах: слоговые домики с карточками к нему. Слоговые карточки и отдельные буквы на каждого ребенка.

Индивидуализация образовательного процесса: воспитатель предлагает детям задания различной сложности с учетом речевых умений, сформированных у детей на данном этапе. Оказывает помощь детям с особыми образовательными потребностями в составлении предложений.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям, к стоящим в кругу:

«Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать».

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое речь. Из чего она состоит? (Речь – это то, что человек произносит, когда разговаривает. Все, что мы говорим это речь).

– Верно. Речь состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги – это часть слова. Когда мы произносим слоги, слова мы произносим звуки, а на бумаге звуки обозначаем буквами.

– Верно, на занятиях по обучению грамоте мы изучаем звуки и буквы.

– Скажите мне: чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

– Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные). Слайд № 3, 4.

– Сегодня мы, как будущие ученики, будем выполнять серьезные и интересные задания. Приступим?

Предлагаю вам 1 задание.

– Посмотрите на экран, малыши играли с игрушками и не убрали их. Кто назовет игрушки, с которыми играли малыши?

Слайд №5. На слайде изображены разные игрушки.

– Какой одинаковый звук слышится в названии всех игрушек?

– Правильно «К». Этот звук есть в названиях всех игрушек, но слышится он в разных местах слова. Одно слово начинается со звука «К», в другом «К» в середине, третье заканчивается на звук «К».

– Назовите, пожалуйста, все игрушки, которые начинаются на звук «К» и постарайтесь запомнить их (клоун, корабль, кот).

– Назовите все игрушки, со звуком «К» в середине слова (мишка, ракета, пирамидка, машинка).

– Игрушки, которые заканчиваются на звук «К» (утенок, Лунтик, танк).

Слайд № 6. На слайде пустая полочка.

Воспитатель обращается к детям:

– А теперь поможем малышам убрать игрушки аккуратно на место, на свои полочки. На верхней полочке разместим все игрушки со звуком «К» в начале (повторяем название игрушек), на вторую полочку сверху расставим все игрушки со звуком «К» в середине и на нижнюю третью полочку все игрушки со звуком «К» в конце.

Расставляя игрушки, (можно индивидуально) дети объясняют, где находится звук «К»: в начале, в середине или в конце слова. В процессе выполнения задания воспитатель спрашивает детей:

-Почему ты выбрал эту игрушку?

-Где находится звук «К»?

Выбирая игрушку и ставя ее на полочку, ребенок объясняет свой выбор.

Слайд № 7.

– Знаете, какая любимая игрушка у малышей? Догадайтесь? (если дети затрудняются, воспитатель предлагает подсказку – это мультяшный герой; дети дают ответ – Лунтик)

На экране появляется картинка «Лунтик».

2 задание. Звуковой анализ слова «Лунтик».

Воспитатель: Какой первый звук в слове «Лунтик»? («л»). На экране появляется буква «Л».

– Какой второй звук? (Дети характеризуют каждый звук, обозначенный буквой и он появляется на экране; «Л» – согласный твердый звук, обозначим его буквой; «У» – гласный звук, обозначим его буквой; «Н» – согласный твердый звук, обозначим его буквой; «Т» – согласный мягкий звук, обозначим его буквой , «И» – гласный звук, обозначим его буквой, «К» – согласный твердый звук, обозначим его буквой).

Воспитатель следит, чтобы дети интонационно выделяли каждый звук.

– Сколько звуков в слове «Лунтик»?

– Из каких звуков составлено название игрушки Лунтик? (из согласных и гласных)

– Сколько согласных звуков? (4)

– Сколько гласных звуков? (2)

3 задание. Дидактическая игра «Зашифрованное слово».

Слайд № 8. На слайде картинки для прочтения (составления) слова «шар» и кармашки для букв.

Воспитатель: Ребята, нужно определить первый звук в словах и по этим звукам мы составим новое слово. Назовите первое слово, выделяя первый звук – шишка «ш», арбуз – «а», рыба «р». Получилось слово «шар».

Слайд № 9. На слайде зашифрованное слово (ключ, обруч, топор – кот);

Слайд № 10. На слайде зашифрованное слово (волк, апельсин, зонт, ананас – ваза).

4 задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

Слайд № 11. На слайде слог.

Воспитатель показывает на слог и спрашивает: ребята, а это слово? (дети отвечают – слог)

– Что такое слоги? (два звука рядом – гласный и согласный или согласный и гласный, без гласного звука слога не бывает, из слогов строятся слова)

– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай слово».

Педагог называет первый слог «мо» (дети его видят на экране) и предлагает конец слова подобрать ребенку (морж, мост, моль, модуль, мокрый, молот и др.)

Слайд № 12. На экране слог «ми».

Дети подбирают конец слова (мир, мила, миска, мишка, минута и др.)

Слайд № 13. На экране слог «па».

Дети подбирают конец слова (папа, пар, парта, палец, панда и др.)

Слайд №14. На экране слог «жу».

Дети подбирают конец слова (жук, журавль и др.)

Слайд № 15. На экране слог «бе».

Дети подбирают конец слова (бегемот, берег, белка и др.)

Слайд № 16. На экране слоговые таблицы,

Слайд № 17.

На столе по пять, шесть различных слогов и отдельные буквы (из которых возможно собрать слова) на каждого ребенка.

– Ребята, у вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его. Работать вы будете в парах. Чтобы было удобно, сначала разложите все слоги и буквы.

Воспитатель озвучивает один из слогов и предлагает детям найти нужный слог, тот, который он назвал. А затем просит собрать слова из одного и двух слогов (например: дом, нос, рот, суп, мы – ло, ма – ма, ка – ша, ли – са, со-ва и пример.), из трех слогов (до – ро – га, ро – маш – ка, ма –лин -ка и пример.)

Во время выполнения задания детьми, воспитатель проверяет и помогает.

Слайд № 18. Физкультминутка:

– Раз-два – все вставайте (дети выходят из – за стола и встают за стульчики)

– Три, четыре – приседайте, (дети приседают, выбрасывая руки вперед)

– Пять, шесть – повернись (руки на поясе)

– Семь, восемь – улыбнись и в коленочках согнись (улыбаются друг другу и выполняют пружинку)

– Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте (садятся на свои места).

5 задание: короткие и длинные слова.

Воспитатель читает стихотворение:

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

– Слова бывают короткие и длинные

– СОН, НОС.

Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

Слайд № 19. На слайде картинки слон, кот, кит.

– Ребята, назовите кто это?

– Слова «слон», «кот», «кит» длинные или короткие?

– Ребята, назовите ещё короткие слова, которые вы знаете (дом, сыр, мир, шум, ум, гром, сом и т.д.).

– Какие ещё бывают слова? (длинные).

Слайд № 20. На слайде картинки: велосипед, паровоз, экскаватор.

– Назовите что изображено на картинках.

– «Велосипед», «паровоз», «экскаватор» это короткие или длинные слова?

Назовите длинные слова, которые вы знаете (телевизор, магазин, хлебница, салатница, апельсин, бабочка, стрекоза и т. д).

6 задание: игра «Рассели животных в свои домики»»

Слайд №21. На слайде пирамидка из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.

Воспитатель читает стихотворение:

«Животные грустные стоят, В дом попасть они хотят, Но не знают: Как? Куда? Помогите, детвора!» – Ребята, на этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.

– Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на самом верхнем этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, ниже этажом – из двух слогов, еще ниже, на первом этаже – название животного из трёх слогов.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку животного на слайде

– Кто это? Сколько слогов в слове «волк»?

Педагог просит ребенка произнести название животного по слогам.

– Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного? (1)

– Почему? (в слове «волк» 1 слог).

Так дети каждого животного располагают на нужном этаже, комментируя свой выбор. В конце воспитатель вместе с детьми подводит итог задания.

– Ребята, кто у нас живет на 1 этаже? (животные, название которых состоит из одного слога)

– А на втором этаже? (животные, название которых состоит из двух слогов).

– А на третьем этаже? (животные, название которых состоит из трех слогов).

Затем воспитатель предлагает выполнить такое же задание, но за столами и в парах.

7 задание.

Воспитатель: ребята, наша речь состоит из слов, чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Слайд № 22. На слайде изображена картинка шагающей девочки под дождем.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на экран.

Дети всматриваются в сюжет и отмечают что они увидели (на улице дождь, девочка шагает по лужам и т. д.).

  • обращает внимание на разные части картины. В ходе беседы дети усваивают точные и выразительные слова и словосочетания.

– Посмотрите на экран, послушайте предложение и вставьте пропущенные маленькие слова – предлоги.

«Девочка _ зонтиком шагает _ лужам».

– Теперь придумайте сами предложения с маленькими словами – предлогами (по картине).

– Посчитайте сколько слов в вашем предложении?

– Назовите главные слова. (Кто? Что? И что делает?)

– У кого самое длинное предложение?

В дополнение к детским ответам воспитатель дает образцы длинных предложений – «Девочка в шляпе, в сапогах, с зонтиком в одной руке и с корзиной в другой руке, шагает по лужам».

«Около забора растут цветы. На заборе под дождем сидит птичка».

«Девочка в плаще, в сапогах, в шляпе на голове, с корзиной в руках и с зонтиком шагает по лужам».

Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

– Скажите какое задание вам понравилось больше всего?

– А какое задание показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

Литература:

  1. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. — М.: Просвещение, 1974.
  2. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
  3. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
  4. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. — М., 1977, — № 4.
  5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.
  6. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.
  8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение 1988.

Интернет ресурсы.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,2 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 6,8 МБ

Источник: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16151

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи»

Обучение грамоте в доу по фгос. Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

  • Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
  • Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.

  • Продолжать учить составлять слова из слогов.
  • Учить вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово-ребус.
  • Продолжать учить работать со схемой предложения.
  • Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

  • Совершенствовать навык чтения слогов слов и слов.

Развивающие задачи:

  • Создание проблемной ситуации
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные задачи:

  • Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Рефлексия (самоанализ).

Детская цель: победить злого волшебника, разрушить стену и освободить Фею Грамоты, выполнить задания.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, продуктивная.

Форма детской деятельности: Беседа, просмотр слайдов, дидактическая игра, подвижная игра (физкультминутка), рассуждение, обсуждение результата, самоконтроль.

Материал
Демонстрационный: доска, фланелеграф, ТСО, изображения Звукомора на слайде, Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок.

Раздаточный: картинки со слогами, картинки для звукового анализа, карточки со схемеми предложений, звуковые пеналы.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:
проведение викторин по речевому развитию и обучению грамоте;
настольные и дидактические игры по обучению грамоте;речевые игры;

разгадывание простых ребусов, кроссвордов.

Методы и приемы: Игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.

Ход занятия:

Организационный момент.
Воспитатель в кругу с детьми.
Психогимнастика:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки,
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно на вопросы
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.

Дети здороваются с гостями

Введение в тему:

Воспитатель:
— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями.

И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.
Злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв.

Но так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?Дети:

— Да!

Воспитатель:

— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!

Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)

  • Из чего состоит наша речь? (из предложений)
  • С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)
  • Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
  • Из чего состоят предложения? (из слов)
  • Из чего состоит слово? (из слогов)
  • Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
  • Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
  • Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  • Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
  • Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Воспитатель:
— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.
Задание № 2. Называется «Звуковые часы».Воспитатель:

— Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают.

Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука.

Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)

Воспитатель:

— Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.

Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».Воспитатель:

— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?

Дети:

— При помощи хлопков.

Воспитатель:

— А еще какое правило мы знаем?

Дети:

— Сколько в слове гласных, столько и слогов!

(Дети выполняют задание).Воспитатель:

— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.

Задание № 4 «Собери слово».Воспитатель:

— Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.

Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.Воспитатель:

— Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.

Воспитатель:
— Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.
А теперь настал черед сыграть в игру «Большой- маленький».
(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч.

Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом)
мяч — мячик
подушка — подушечка
перо — перышко
стул — стульчик
стол — столик
окно — окошко
дверь — дверка
книга — книжечка
лист — листочек
ведро — ведерко
куртка — курточка
платье — платьицетуфли -туфельки

скатерть — скатерка

очки — очечки
ветер — ветерок
дерево — деревце
лиса — лисичка
верблюд — верблюжонок
кровать — кроватка
салфетка — салфеточка
ваза — вазочка
(Дети садятся за столы)

Задание № 5 «Звуковой анализ слов».Воспитатель:

— Вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы.

Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове (Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове).
— Молодцы, стена продолжает разрушаться.

Задание № 6. «Буква потерялась».Воспитатель:

— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.

  • З _ _ Т (зонт)
  • С _ У _ (стул)
  • _ _ Ю Г (утюг)

Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей. Убирает ряд стены.

Задание № 7. «Нарисуй схему предложения».Воспитатель:

— Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

1. Дует ветер.

2. На улице хорошая погода.

3. Сколько стоит мороженое?

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)

|___________ ___________ ___________.

Дети выполняют задание.Воспитатель:

— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.

Задание № 8 «Разгадай слово»Воспитатель:

— Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Звукомора и освободите Фею Грамоты.

Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.
1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)
2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)
3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)
4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)
5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)
6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)
7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)Дети выполняют задание.Воспитатель:

— Ребята, какое слово у вас получилось?

Дети:

— Алфавит!

Воспитатель:

— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!

РефлексияВоспитатель:

— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?

Дети:

— Да!

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)

— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
— Вам нравится учится? (Ответы детей)
— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам игру и желает быть такими же успешными в школе.

Источник: https://rina-detsad49-kolomna.edumsko.ru/articles/post/1704233

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.