Общественные науки значение для человека. Социальные науки, их классификация

Понятие

Общественные науки значение для человека. Социальные науки, их классификация

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: “Понятие науки. Функции науки. Классификация наук.” из разделакодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки)

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания 

Основная продукция: понятия, законы, теории.

Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки – это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли – возрастная, клиническая, семейная, юридическая – прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические – науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам.

Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения – взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Постепенное развитие наукиИстоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революцииПериодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознанияЗа эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знанияСтроить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:

культурно-мировоззренческаяФормирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительнаяОткрытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются – появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.

ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/181-ponjatie-nauki-funkcii-nauki-klassifikacija-nauk.html

Тема 6. Социальные науки, их классификация

Общественные науки значение для человека. Социальные науки, их классификация

Социальныенаукиформадуховной деятельности людей, направленияна производство знаний об обществе.

Посколькуобщество является сложным и многоаспектнымпонятием, то каждая из социальных наукрассматривает определяющую областьобщественной жизни. Наиболее общиезнания об обществе в целом призваныдавать такие науки, как философия исоциология.

Образецзадания

A1.Выберитеправильный ответ. Какая наука являетсялишней в перечне наук, имеющих своимнепосредственным предметом проблемучеловека?

1) философскаяантропология

2) экономика

3) социология

4) социальная

5) психология

Ответ:2.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрособ уникальности социальных знанийявляется в истории философской мыслипредметом дискуссий.

Социальноеи гуманитарное знания взаимопроникаемы.Без человека нет общества. Но и человекне может существовать без общества.

Особенностигуманитарного знания: понимание;обращение к текстамписем и публичных выступлений, дневникови программных заявлений, художественныхпроизведений и критических рецензий ит. д.; невозможностьсведения знания к однозначным, всемпризнанным определениям.

Гуманитарноезнание призвано воздействовать начеловека, одухотворять, преображатьего моральные, идейные, мировоззренческиеориентиры, способствовать развитию егочеловеческих качеств.

Социальноеи гуманитарное знания – результатсоциального познания.

Социальноепознаниепроцессприобретения и развития знаний о человекеи обществе.

Познаниеобщества, протекающих в нем процессовимеет, наряду с общими для всейпознавательной деятельности чертами,также и существенные отличия от познанияприроды.

Особенностисоциального познания

1. Субъекти объект познания совпадают.Общественная жизнь пронизана сознаниеми волей человека, она, по существу,субъект‑объектна, представляет вцелом субъективную реальность. Получается,что субъект познает здесь субъекта же(познание оказывается самопознанием).

2. Получаемоесоциальное знание всегда связано синтересами индивидов‑субъектовпознания.Социальное познание задеваетнепосредственно интересы людей.

3. Социальноезнание всегда нагружено оценкой, этоценностное знание.Естествознание насквозь инструментально,в то время как обществознание – этослужение истине как ценности, как правде;естествознание – «истины разума»,обществознание – «истины сердца».

4. Сложностьобъекта познания – общества,которое обладает разнообразием различныхструктур и находится в постоянномразвитии. Поэтому установление социальныхзакономерностей затруднено, а открытыесоциальные законы носят вероятностныйхарактер. В отличие от естествознанияв обществознании невозможны (или оченьограничены) предсказания.

5. Посколькуобщественная жизнь изменяется оченьбыстро, то в процессе социальногопознания можно говорить об установлениитолько относительных истин.

6. Ограниченавозможность применения такого методанаучного познания, как эксперимент.Наиболее распространенном методомсоциального исследования являетсянаучная абстракция, в социальном познанииисключительно велика роль мышления.

Описатьи понять социальные явления позволяетправильный подход к ним. Это означает,что социальное познание должно опиратьсяна следующие принципы.

– рассматриватьсоциальную действительность в развитии;

– изучатьобщественные явления в их многообразныхсвязях, во взаимозависимости;

– выявлятьобщее (исторические закономерности) иособенное в общественных явлениях.

Всякоепознание общества человеком начинаетсяс восприятия реальных фактов экономической,социальной, политической, духовнойжизни – основы знаний об обществе,деятельности людей.

Наукаразличает следующие виды социальныхфактов.

Чтобыфакт стал научным, его следуетинтерпретировать(лат. interpretatio – истолкование, разъяснение).Прежде всего факт подводится подкакое‑либо научное понятие. Далееизучаются все существенные факты, изкоторых складывается событие, а такжеситуация (обстановка), в которой онопроисходило, прослеживаются многообразныесвязи изучаемого факта с другими фактами.

Такимобразом, интерпретация социальногофакта – это сложная многоступенчатаяпроцедура его истолкования, обобщения,объяснения. Только интерпретированныйфакт является действительно научнымфактом. Факт, представленный только вописании его признаков, – всего лишьсырье для научных выводов.

Снаучным объяснением факта связана иего оценка,которая зависит от следующих факторов:

– свойстваизучаемого объекта (события, факта);

– соотнесениеизучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или идеалом;

– познавательныезадачи, которые поставил исследователь;

– личнаяпозиция исследователя (или просточеловека);

– интересытой социальной группы, к которойисследователь принадлежит.

Образцызаданий

Прочитайтетекст и выполните задания С1С4.

«Спецификапознания общественных явлений, спецификаобществознания определяется многимифакторами. И, пожалуй, главный среди них– само общество (человек) как объектпознания. Строго говоря, это и не объект(в естественно‑научном смысле этогослова).

Дело в том, что общественнаяжизнь насквозь пронизана сознанием иволей человека, она, по существу,субъект‑объектна, представляет вцелом субъективную реальность. Получается,что субъект познает здесь субъекта же(познание оказывается самопознанием).Естественно‑научными методами,однако, этого делать нельзя.

Естествознаниеохватывает и может осваивать мир лишьобъектным (как объект‑вещь) образом.Оно действительно имеет дело с ситуациями,когда объект и субъект находятся какбы по разные стороны баррикад и потомутак различимы. Естествознание и субъектапревращает в объект.

Но что значитпревратить субъекта (человека, ведь, вконечном счете) в объект? Это значитубить в нем самое главное – его душу,сделать из него некую безжизненнуюсхему, бездыханную конструкцию. Субъект не может стать объектом, неперестав быть самим собой.

Познатьсубъекта можно только субъектным жеобразом – через понимание (а неабстрактно‑общее объяснение),чувствование, выживание, сопереживание,как бы изнутри (а не отстраненно, извне,как в случае с объектом).

Специфиченв обществознании не только объект(субъект‑объект), но и субъект. Везде,в любой науке кипят страсти, без страстей,эмоций и чувств нет и не может бытьчеловеческого поиска истины. Но вобществознании их накал, пожалуй, самыйвысокий» (Гречко П. К. Обществознание:для поступающих в вузы. Часть I. Общество.История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1.Опираясьна текст, укажите главный фактор, которыйопределяет специфику познания общественныхявлений. Каковы, по мнению автора,особенности данного фактора?

Ответ:Главным фактором, который определяетспецифику познания общественных явлений,выступает его объект – само общество.Особенности объекта познания связаныс уникальностью общества, котороепронизано сознанием и волей человека,что делает его субъективной реальностью:субъект познает субъекта же, т. е.познание оказывается самопознанием.

C2.Вчем заключается, по мнению автора,отличие обществознания от естествознания?

Ответ:По мнению автора, отличие обществознанияот естествознания заключается в различииобъектов познания, его методов.

Так, вобществознании объект и субъект познаниясовпадают, а в естествознании илиразведены, или существенно различаются,естествознание – это монологическаяформа знания: интеллект созерцает вещьи высказывается о ней, обществознание– это диалогическая форма знания:субъект как таковой не может восприниматьсяи изучаться как вещь, ибо как субъектон не может, оставаясь субъектом, статьбезгласным; в обществознании познаниеосуществляется как бы изнутри, вестествознании – извне, отстраненно,с помощью абстрактно‑общих объяснений.

C3.Почемуавтор считает, что в обществознаниинакал страстей, эмоций и чувств являетсясамым высоким? Дайте свое объяснение иприведите с опорой на знанияобществоведческого курса и фактыобщественной жизни три примера«эмоциональности» познания общественныхявлений.

Ответ:Автор считает, что в обществознаниинакал страстей, эмоций и чувств являетсясамым высоким, поскольку здесь всегдаприсутствует личностное отношениесубъекта к объекту, жизненнаязаинтересованность в том, что познается.

В качестве примеров «эмоциональности»познания общественных явлений могутбыть приведены: сторонники республики,изучая формы государства, будут искатьподтверждение преимуществ республиканскогостроя перед монархическим; монархистыособое внимание уделят доказательствамнедостатков республиканской формыправления и достоинств монархической;всемирно‑исторический процессрассматривался в нашей стране в течениедлительного времени с точки зренияклассового подхода и др.

C4.Спецификасоциального познания, как отмечаетавтор, характеризуется рядом особенностей,две из которых раскрыты в тексте. Опираясьна знания обществоведческого курса,укажите любые три особенности социальногопознания, не отраженные во фрагменте.

Ответ:В качестве примеров особенностейсоциального познания могут быть приведеныследующие: объект познания, которымявляется общество, сложен по своейструктуре и находится в постоянномразвитии, что затрудняет установлениесоциальных закономерностей, а открытыесоциальные законы носят вероятностныйхарактер; в социальном познанииограничена возможность применениятакого метода научного исследования,как эксперимент; в социальном познанииисключительно велика роль мышления,его принципов и методов (например,научная абстракция); поскольку общественнаяжизнь изменяется достаточно быстро, тов процессе социального познания можноговорить об установлении толькоотносительных истин и др.

Источник: https://studfile.net/preview/6321456/page:26/

Наука и философия

Общественные науки значение для человека. Социальные науки, их классификация
1. Естественные и социально-гуманитарные науки

Естественные и социально-гуманитарные науки изучают человека. Его биологическую природу  изучают естественные науки, а социальные качества человека – общественные. Естественные и общественные науки заметно отличаются друг от друга.

Естественные изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека. Общественные науки не могут изучать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нём, их мысли и стремления.

Если в естественных науках объект и субъект различны, то в общественных – объект и субъект совпадают =>общественные науки не могут быть объективными.

Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденции его развития. 

2. Классификация социально-гуманитарных наук

  • Исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография и т.д.)
  • Экономические науки (экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика и т.д.)
  • Философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и т.д.)
  • Филологические науки (языкознание, литературоведение, журналистика и т.д.)
  • Юридические науки (история правовых учений, конституционное право и т.д.)
  • Педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования и т.д.)
  • Психологические науки (общая психология, психология личности и т.д.)
  • Социологические науки (теория, методология и история социологии, демография и т.д.)
  • Политические науки (теория политики, политические технологии и т.д.)
  • Культурология (теория и история культуры, музееведение и т.д.)

3. Социология, политология, социальная психология

Социология – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов.

Другими словами социология – это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.

Политология (в узком смысле) – одна из наук, изучающих политику, а именно – общая теория политики, исследующая специфические закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, особый тип взаимодействий между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми.

Политология (в широком смысле) включает в себя все политические знания и представляет собой комплекс дисциплин, изучающих политику: историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию и др. 

Иными словами, в такой трактовке политология выступает как единая, интегральная наука, всесторонне исследующая политику. Она опирается на прикладные исследования в которых используются различные методы, в том числе существующие в социологии и других общественных науках.

Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельность людей, обусловленные фактором из включения в социальные группы, а также психологические характеристики  этих самых групп.

4. Специфика философского познания

Вечные проблемы философии – вопросы, которые поставила человеческая мысль давно, сохраняют они своё значение.

Философия всегда обращена к истории. Создаваемые новые философские системы не отменяют раннее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична, многообразна в своих школах и направлениях. 

Философствование – это вид умозрительной деятельности. Философия отличается от науки. Философское знание многослойно.

Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии – онтология; учение о познании – гносеология; наука о морали – этика; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства – эстетика.

К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология – учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия.

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как целостность; закономерности общественного развития; структура общества как системы; смысл, направленность и ресурсы общественного развития; соотношение духовных и материальных сторон жизни общества; человек, как субъект социального действия; особенности социального познания.

Домашнее задание

  1. Сам термин “социально-гуманитарное познание” указывает на то, что обществознание включает в себя два вида познания: социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерностей и гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
  2. Для социальных наук люди являются элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняют своё значение как схемы, включённые в совместную и индивидуальную жизнь людей.
  3. Социальные и гуманитарные научные дисциплины имеют одно общее и в то же время главное звено – человек. Некоторое количество людей составляет общество (его изучают социальные науки), в котором каждый человек играет свою роль (это изучает гуманитарное познание).

“,”author”:”Автор: Unknown”,”date_published”:”2020-07-15T21:17:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://lh4.googleusercontent.com/proxy/3qnmeArJpCyFn3A6Aaf5IrIvtTaH-a39Dl71RxeepcG-3QRSRfMCkRYMT4Ndf9jUlER9srr6_MAPFCpD8RXmaIpVqv-Go7Wk5pYPYaFlWzOpA8PgqOMh5ueFXJqr8St_lsQz9qho-KfeA94=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://kovaleva-vasilisa.blogspot.com/2013/09/blog-post_8.html”,”domain”:”kovaleva-vasilisa.blogspot.com”,”excerpt”:”1. Естественные и социально-гуманитарные науки Естественные и социально-гуманитарные науки изучают человека. Его биологическую прир…”,”word_count”:663,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://kovaleva-vasilisa.blogspot.com/2013/09/blog-post_8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.