Муза русской литературы – смирнова-россет александра осиповна. Институтка и муза Лермонтова

Развенчивание мифов вокруг личности М.Ю. Лермонтова. Отзыв на публикацию

Муза русской литературы - смирнова-россет александра осиповна. Институтка и муза Лермонтова
В любом интернет магазине, за сумму около 300 рублей, можно приобрести книгу лермонтоведа Лидии Александровны Беловой “Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова”.

В аннотации к произведению прописано, что сие творение является художественно-документальным и создано на основе мемуаров А.О.

Смирновой-Россет (1809-1882), приятельницы многих деятелей русской культуры. В книге фигурируют воспоминания современников, а главные герои – Смирнова-Россет и Лермонтов, которых, по мнению автора, связывала горячая, ревнивая любовь.В качестве бонуса в книгу включено последнее прозаическое произведение М.Ю.

Лермонтова – “Штосс”; эту мистико-фантастическую повесть поэт не успел завершить, и конец ее любезно дописала Л.А. Белова.

Примечателен ряд фактов – полное отсутствие информации об авторе-лермонтоведе, размещение произведения в разделе “публицистика и нон-фикшн” и отсутствие отзывов читателей.

Единственное упоминание книги было в 2009 году, когда журналист Татьяна Кокина-Славина «… пообщалась с несколькими видными лермонтоведами и без обиняков задала им интересующие вопросы. Ответить-то они ответили, только попросили не упоминать их фамилий (!) в столь «несерьезной» статье …» после чего в Интернете появилась еще одна сенсационная публикация с ярким заголовком «Фрейлина Николая I родила дочку от Лермонтова», фрагмент которой, относительно книги Л.А. Беловой, приведен ниже:

Долгое время считалось, что Лермонтов умер бездетным. Но несколько лет назад, когда вышла в свет книга Лидии Беловой «Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова», мы с удивлением узнали, что в 1840 году Александра Осиповна Смирнова-Россет родила от поэта дочь Наденьку… 

П.Ф. Соколов. Портрет А.О. Смирновой-Россет

– Когда Михаил и Александрина встретились осенью 1838 года, ему было 24 лет, а ей 29 лет. Он был свободен, а она замужем и имела двух дочек. Александрина была одной из красивейших женщин эпохи, перед умом и обаянием которой преклонялись Пушкин, Вяземский, Гоголь, император Николай I. Однако с мужем у нее отношения не заладились, он изменял ей и пропадал ночами в игорных домах. Она вспоминала, как близкий друг сказал ей: «Мужья всегда таковы. Вместо того чтобы создать для своих жён дружеский круг, они сохраняют холостяцкие привычки, по вечерам отсутствуют. Мадам скучает, ее можно найти одну в обществе своей лампы, а в один прекрасный день – прощай, здравствуй! – мадам, чтобы не скучать, берет себе друга, который становится любовником». Примерно по такому сценарию развивались и их отношения с Лермонтовым. 

– Это был рядовой адюльтер или настоящая большая любовь? 

– Они строили планы, что уедут вместе в имение Александрины под Одессой и уединятся там. Часто они мечтали и о совместных детях. Вскоре Александрина забеременела.

Однажды во время прогулки Лермонтов сказал ей: «Знаете ли вы, мой драгоценный друг, что вы очень сильно опираетесь на мою руку, а ваша походка день ото дня становится все тяжелее?» Он мечтал быть рядом с любимой при родах и первым поцеловать новорождённого. Помешала этому дуэль с Барантом, после которой Лермонтова выслали из Петербурга. 

Но потом же Лермонтов мог воссоединиться с матерью своей дочки! Напрашивается вывод, что не больно-то и хотел… 

– Смирнова пишет, что ее любимый отказывался от «чести» и счастья быть ее мужем потому, что был в сравнении с ее мужем небогат: у Лермонтова было не более тысячи душ, у Смирнова – шесть тысяч.

Также Александрина считала, что их счастью помешала ревнивая подозрительность императора. Когда она попросила его не наказывать жестоко Лермонтова за первую дуэль, Николай I поступил с точностью до наоборот.

Из гвардии Лермонтова перевели в армейский полк, он был вынужден оставить Петербург, и их пути с Александриной окончательно разошлись. 

По поводу вышеописанных публикаций в музей-заповедник “Тарханы” поступила просьба от студентов-филологов – подтвердить или развеять воссозданный миф, что мы и делаем на правах крупнейшего в стране научно-исследовательского и просветительского центра лермонтоведения.

Ответ научного сотрудника музея-заповедника «Тарханы» Татьяны Николаевны Кольян

Т.Н. Кольян, научный сотрудникмузея-заповедника “Тарханы”

Увы. Лидия Белова создала миф о любви Лермонтова и А.О. Смирновой-Россет, в который верит ли сама (?), но в котором пытается уверить других. Даже книжку об этом написала, по сути, художественное произведение, где переиначила записки Смирновой на свой лад, как ей, Беловой, захотелось.Александра Осиповна, бывшая фрейлина, в момент знакомства с поэтом была уже замужней дамой. Была ли любовь у А.О. Смирновой к Лермонтову? Нет. Даже дружеской симпатии к нему у нее не было, а было просто светское знакомство. Это видно по ее восприятию гибели Лермонтова, которого она невольно сравнивала с Пушкиным — по тождеству смертей:«Нашего дорогого Пушкина жалели как поэта и как человека. У него были друзья, а враги его были посредственности, педанты, легкомысленные модники. Лерма не имел друзей, оплакивают только поэта. Пушкин был жертвою клеветы, несправедливости, его смерть явилась трагичною, благодаря всему предшествующему; смерть же Лермонтова — потеря для литературы, сам по себе человек не внушал истинной симпатии…».Были друзья и женщины, которым Лермонтов внушал «истинную симпатию», но, как видно, Александра Осиповна не в их числе.В своих мемуарах А.О. Смирнова и не скрывала, что не любила мужа, Н.М. Смирнова, за которого вышла по расчету, а любила Николая Дмитриевича Киселева. Причем же здесь Лермонтов?Читая такие нелепицы, поневоле вздохнешь и скажешь (как сказал сам поэт в посвященном А.О. Смирновой стихотворении):Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно! 

“,”author”:”Автор: Государственный Лермонтовский музей-заповедник “Тарханы”,”date_published”:”2013-01-12T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-gKRy4JKXsWw/UWe1Q6875DI/AAAAAAAABHs/o9Oy9P_ymP0/w1200-h630-p-k-no-nu/big.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://museumtarhany.blogspot.com/2013/04/lermontov-smirnova-rosset.html”,”domain”:”museumtarhany.blogspot.com”,”excerpt”:”Блог о Лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, жизнь и творчество Лермонтова”,”word_count”:809,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://museumtarhany.blogspot.com/2013/04/lermontov-smirnova-rosset.html

Смирнова Александра Осиповна

Муза русской литературы - смирнова-россет александра осиповна. Институтка и муза Лермонтова
Версия для слабовидящих

«и я в смущении молчу…»

Александра Осиповна Смирнова, урожденная Россет (1809-1882) закончила Екатерининский институт и, будучи круглой сиротой, до замужества была фрейлиной императриц. Вся ее молодость прошла при дворе, где она пользовалась большой симпатией императорской семьи.

Красивая, блестящего ума и независимого характера, она имела неповторимый шарм, который, может быть, объяснялся смешением в ней различных кровей. Сама она на вопрос А.С.

Пушкина о ее национальности ответила: «Я не принадлежу ни к какой народности, отец мой был француз, бабушка — грузинка, дед — пруссак, а я по духу русская и православная».

По словам современника, от своих предков Россетов она «унаследовала французскую живость, восприимчивость ко всему и остроумие, от Лореров изящные привычки, любовь к порядку и вкус к музыке, от грузинских своих предков — лень, пламенное воображение, глубокое религиозное чувство, восточную красоту и непринужденность в общении».

Aкварель П.Ф. Соколова. «Портрет А.О. Смирновой-Россет», 1834-1835 гг.

С конца 1820-х годов в квартире А.О. Россет в Зимнем дворце стихийно сложился литературный салон, где любили бывать лучшие литераторы и ценители изящной словесности столицы, и почти все они были верными рыцарями и отчаянно вздыхающими поклонниками «черноглазой Россети». А.А.

Жуковский воспылал к ней искренней полуотеческой нежностью и «принцессе своего сердца» посвящал шутливые «галиматьи»: И я веселой жизнью жил, Мечтал и о мечтах стихами Довольно складно говорил!.. Зачем же не в то время с вами Мне рок знакомым быть сулил! В свои магические сети Меня схватила бы Россети! И муза б ожила моя! А.С.

Пушкин, отмечая ее талант рассказчицы, подарил Россет альбом, уговаривая ее писать в нем свои записки. На первой странице альбома в качестве эпиграфа поместил свои стихи от ее имени: В тревоге пестрой и бесплодной Большого света и двора Я сохранила взгляд холодный, Простое сердце, ум свободный И правды пламень благородный И как дитя была добра.

Смеялась над толпою вздорной, Судила здраво и светло, И шутки злости самой черной Писала прямо набело. Не отставал от поэтических собратий и П.А. Вяземский, неоднократно воспевший свою музу «донну Соль»: Вы донна Соль, подчас и донна Перец, Но всем нам сладостно и лакомо у вас, И каждый чувствами и мыслями из нас Ваш верноподданный и ваш единоверец.

Но всех счастливей будет тот, Кто к сердцу вашему надежный путь проложит И радостно сказать вам сможет: О, донна Сахар, донна Мед! «Перлом всех русских женщин» называл Смирнову Н.В. Гоголь, их связывали близкие духовные отношения. «Любящий без памяти вашу душу Гоголь», – писал он ей. В 1831 году Александра Осиповна вышла замуж за чиновника министерства иностранных дел Н.М.

Смирнова, несколько лет провела за границей. М.Ю. Лермонтов познакомился с нею в конце 1838 года в салоне Карамзиных и стал бывать в ее доме. Это знакомство не прошло бесследно и для его творчества. А.О. Смирнова считается прототипом Минской в незаконченной повести Лермонтова «Штосс»: «На ней было черное платье, кажется по случаю придворного траура.

На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель. Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли ее еще молодое лицо, и на этом лице сияла печать мысли… Ее красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением».

Дочь Смирновой вспоминала об отношении Лермонтова к ее матери: «Он очень робел перед ней в первый период знакомства, но после 1838 года он уже читал ей свои стихи и перестал робеть». Такое отношение чувствуется и в стихотворении Лермонтова, посвященном А.О. Смирновой.

Об истории его создания сама Александра Осиповна рассказывала: «Софи Карамзина мне раз сказала, что Лермонтов был обижен тем, что я ничего ему не рассказала об его стихах. Альбом всегда лежал на маленьком столике в моем салоне. Он пришла как-то утром, не застал меня, поднялся наверх, открыл альбом и написал эти стихи». научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Т.Н.

Кольян. А.О. СМИРНОВОЙ В простосердечии невежды Короче знать вас я желал, Но эти сладкие надежды Теперь я вовсе потерял. Без вас — хочу сказать вам много, При вас — я слушать вас хочу: Но молча вы глядите строго, И я, в смущении, молчу! Что делать?.. Речью безыскусной Ваш ум занять мне не дано… Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.

М.Ю. Лермонтов, 1840 г.

М.Ю. Лермонтов. «Светская сцена», 1840-1841 гг.

Источник: http://tarhany.ru/lermontov/zhenschini_adresati_liriki_m_ju__lermontova/smirnova_aleksandra_osipovna

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.