Марксизм основные идеи и положения. Понятие марксистской социологии

Конспект лекций по курсу «Социология»

Марксизм основные идеи и положения. Понятие марксистской социологии

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса.

Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило, имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф.

Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» дана разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труда, бюджета семьи и т. д.

В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.).

Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль ХIХ в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

? понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

? интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

? обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания;

? объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества.

В марксистской интерпретации социальный конфликт – это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни.

Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;

? в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

? важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность – это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать на его слабые стороны.

Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества.

К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Konspyekt-lyektsiyi-po-kursu-Sotsiologiya.14.html

Социология марксизма: основные характеристики

Марксизм основные идеи и положения. Понятие марксистской социологии

Влияние марксизма на социологию в 20 веке было очень велико. Карл Маркс стремился создать строго объективную теорию общественного развития, опирающуюся на исторические факты. Безусловно, это ему удалось.

Социология марксизма в России имеет свою историю. Однако не только в нашей стране это учение приобрело большую популярность. Марксизм является одним из крупнейших направлений социологии 20 столетия.

Многие известные исследователи общественной жизни, а также экономисты и другие приверженцы данного учения внесли свой вклад в него. В настоящее время имеется обширный материал по марксизму.

В данной статье мы расскажем об основных положениях этого учения.

На чем основан марксизм

Чтобы лучше понять, что представляет собой социология марксизма, кратко проследим его историю. Фридрих Энгельс, соратник Карла и его друг, выделяет три традиции, которые повлияли на это учение. Это немецкая философия, французская историческая наука и английская политэкономия. линия, которой следовал Маркс, – классическая немецкая философия.

Карл разделял одну из основных идей Гегеля, заключающуюся в том, что общество в целом проходит последовательные этапы в своем развитии. Изучив английскую политэкономию, Карл Маркс (на фото выше) ввел в свое учение термины из нее. Он разделял некоторые из современных ему идей, в частности, теорию трудовой стоимости.

У социалистов и историков из Франции он позаимствовал такое известное понятие, как классовая борьба.

Восприняв теории всех этих ученых, Ф. Энгельс и К. Маркс качественно их переработали, в результате чего появилось совершенно новое учение – социология марксизма.

Кратко его можно определить как сплав экономических, социологических, философских и других теорий, которые тесно связаны между собой и являются единым целым, выражающим потребности рабочего класса. Учение Маркса, если говорить конкретнее, представляет собой анализ капиталистического общества, современного ему.

Карл исследовал его структуру, механизм, неизбежность изменения. В то же время бесспорным является тот факт, что для него анализ становления капитализма являлся анализом исторического развития общества и человека.

Метод марксизма

Метод, который использует социология марксизма, принято определять как диалектико-материалистический. Данный метод базируется на особом понимании окружающего мира, согласно которому качественным изменениям подвержено как человеческое мышление, так и явления общества и природы. Эти изменения объясняются борьбой тех или иных внутренних противоположностей и являются взаимосвязанными.

Социология марксизма утверждает, что идея – не создатель, не творец. Она отражает материальную действительность. Следовательно, в познании и изучении мира необходимо исходить из самой реальности, а не из идеи. Говоря конкретнее, исследуя структуру человеческого общества, нужно отталкиваться не от способа мышления, присущего данному обществу, а от исторического движения.

Принцип детерминизма

Социология марксизма одним из основных признает принцип детерминизма, согласно которому в общественных явлениях и процессах имеется причинно-следственная связь.

Ученые до Карла затруднялись в определении основных критериев, детерминирующих все остальные общественные отношения и явления. Они не могли отыскать объективный критерий для подобного выделения.

Социология марксизма утверждает, что именно экономические (производственные) отношения следует считать таковыми. Карл Маркс полагал, что развитие общества – смена этапов производства.

Социальная жизнь, согласно Марксу, детерминируется как предшествующим историческим развитием данного общества, так и общественно-историческими законами. Последние действуют вне зависимости от воли и сознания людей.

Люди не способны изменить их, но могут их открыть и приспособиться к ним. Таким образом, идеалистическое представление о том, что развитие общества определяется волеизъявлением людей, то есть сознание обуславливает бытие, опровергается в марксизме.

Бытие определяет сознание, а не иначе.

Влияние марксизма на социологию

Карл Маркс и Фридрих Энгельс внесли значительный вклад в понимание того, что следует считать предметом общей социологии. Эта наука, по их мнению, должна анализировать реальную жизнь людей, то, чем они являются на самом деле, а не кем они представляют себя.

Классики марксизма выступали за такую определенность, при которой предметом общей социологии стало бы общество, рассматриваемое как совокупность различных практических отношений, складывающихся между людьми и связанных с так называемой родовой сущностью индивида.

В связи с этим для правильного понимания ее предмета большое значение имеют такие определения, данные К. Марксом, как сущность человека, природа, труд, общество. Вкратце рассмотрим каждое из них.

Сущность человека

Маркс и Энгельс, рассматривая индивида с позиции материализма, пытались определить, в чем заключается его отличие от животного. Они также хотели понять, в чем состоит его специфика как родового существа.

Карл отметил, что человек является не только природным существом, но и общественным, которое реализует условия своего социального и материального существования с помощью деятельного отношения к миру. Сущность человека, по Марксу, составляет его трудовая, производственная деятельность.

Он считал, что его производственная жизнь является жизнью родовой. Карл подчеркивал, что когда люди начинают производить предметы, необходимые им, они начинают выделять себя из животного мира.

Труд

Расскажем теперь о том, как относится к труду социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали его в качестве сознательной деятельности индивида, направленной на обмен веществ с природой.

Карл отмечает, что человек в целях присвоения природного вещества в форме, пригодной для его жизни, приводит в движение естественные силы, которые принадлежат его телу. Воздействуя на внешнюю природу с помощью этого движения, изменяя ее, человек одновременно изменяет собственную природу.

Труд, согласно марксизму, создал не только отдельного индивида, но и общество. Оно появилось как результат взаимосвязи людей, образовавшейся в процессе труда.

Природа

Представления о природе и взаимоотношении ее с обществом в домарксистской социологии относились главным образом к одной из следующих категорий:

  • идеалистической (общество и природа не зависят друг от друга, не имеют никакой связи, так как это качественно иные понятия);
  • вульгарно-материалистической (все общественные процессы и явления подчиняются господствующим в природе законам).

Философия и социология марксизма выступают с критикой обеих этих теорий. Предложенное Карлом учение предполагает, что природные сообщества и человеческое общество обладают качественным своеобразием.

Тем не менее, между ними существует связь. Объяснить структуру и развитие законов общества нельзя, основываясь лишь на биологических законах.

В то же время нельзя полностью пренебрегать биологическими факторами, то есть обращаться исключительно к социальным.

Общество

Карл Маркс говорил, что человека отличает от животного целесообразная трудовая деятельность.

Он определил общество (с учетом того, что между человеком и природой осуществляется обмен веществ) как совокупность отношений людей друг к другу и к природе.

Социум, по Марксу, является системой взаимодействия между индивидами, основу которой составляют экономические отношения. Люди вступают в них с необходимостью. Это не зависит от их воли.

Нельзя однозначно утверждать, права или не права социология марксизма. Теория и практика показывают, что определенные черты общества, описанные Марксом, действительно имеют место. Поэтому и по сей день не угасает интерес к идеям, предложенным Карлом.

Базис и надстройка

В любом обществе выделяются базис и надстройка (согласно такому учению, как социология марксизма). Основные характеристики двух этих понятий мы сейчас рассмотрим.

Базис является сферой, в которой происходит совместное производство материальных благ. Оно обеспечивает общественное и индивидуальное существование человека. Производство рассматривается Карлом Марксом как присвоение природы с помощью целесообразной деятельности в рамках социума. Ученый выделил следующие элементы (факторы) производства:

  • труд, то есть целесообразную деятельность индивида, нацеленную на создание тех или иных материальных благ в рамках общества;
  • предметы труда, то есть те, на которые воздействует человек своим трудом (это могут быть либо подвергнутые обработке материалы, либо данные самой природой);
  • средства труда, то есть то, с помощью чего люди воздействуют на те или иные предметы труда.

Средства производства включают в себя предметы и средства труда. Однако они будут лишь мертвыми вещами до тех пор, пока люди не соединят их своей работой. Поэтому, как отмечал К. Маркс, именно человек – решающий фактор производства.

Базис общества составляют средства и предметы труда, человек со своими навыками и трудовым опытом, а также производственные отношения.

Социальную надстройку формируют все другие общественные явления, появляющиеся при создании материальных благ.

К данным явлениям относятся политические и юридические институты, а также формы общественного сознания (философия, религия, искусство, наука, мораль и т. д.).

Экономический базис, согласно учению К. Маркса, определяет надстройку. Тем не менее, не все элементы надстройки базис определяет в равной мере. Надстройка, в свою очередь, оказывает определенное влияние на него. Как указывал Ф. Энгельс (портрет его представлен выше), только в конечном итоге влияние базиса можно назвать решающим.

Отчуждение и его виды

Отчуждение – это объективное отделение того или иного субъекта от самого процесса деятельности или от ее результата. Маркс рассматривает эту проблему наиболее детально в своем труде под названием “Философско-экономические рукописи”, созданном в 1844 году, но изданном лишь в 30-е годы 20 века.

В этой работе проблема отчужденного труда рассматривается как основная форма отчуждения. Карл Маркс показывает, что важнейшей частью “родовой сущности” (человеческой природы) является потребность участвовать в творческом, свободном труде. Капитализм, как считает Карл, систематически разрушает данную потребность индивида.

Именно такой позиции придерживается социология марксизма.

Виды отчуждения, по Марксу, следующие:

  • от результата труда;
  • от процесса труда;
  • от своей сущности (человек является “родовой сущностью” в том смысле, что в качестве свободной и универсальной сущности он созидает себя (род) и окружающий мир);
  • от окружающего мира (природы, людей).

Если рабочему не принадлежит результат его труда, то должно существовать то, чему он принадлежит. Точно так если процесс труда (деятельность) не принадлежит рабочему, имеется его владелец. Только другой человек, именуемый эксплуататором, может быть этим чуждым существом, а не природа или бог. В результате этого появляется частная собственность, которую также исследует социология марксизма.

Виды отчуждения (по Марксу), перечисленные выше, можно ликвидировать, если создать новое общество, которое было бы освобождено от алчности и эгоизма. По крайней мере, так утверждают социалисты, считающие, что экономическое развитие остановить невозможно. Идеи Карла Маркса, как известно, использовались в революционных целях.

Социология марксизма сыграла важную роль не только в науке, но и в истории. Неизвестно, как бы развивалась наша страна в 20 веке, если бы большевики не восприняли эти идеи. Как положительные, так и отрицательные явления привнесла в жизнь советских людей социология марксизма, и современность не до конца освободилась от них.

Кстати, не только социалисты использовали идеи, предложенные Карлом. Знакомы ли вы с таким направлением, как легальный марксизм? Ниже представлены основные сведения о нем.

Легальный марксизм

В истории отечественной социологической мысли конца 19 – начала 20 столетия весьма заметное место занимала социология легального марксизма. Кратко ее можно охарактеризовать как идеологическое и теоретическое течение. Оно является выражением буржуазной либеральной мысли. Легальный марксизм в социологии основывался на марксистских идеях.

Они в основном касались экономической теории, для обоснования того, что развитие капитализма в нашей стране является исторически неизбежным. Приверженцы его выступали против идеологии народничества. Наиболее известные представители легального марксизма: М. Туган-Барановский, П. Струве, а также С. Булгаков и Н. Бердяев.

Социология марксизма в дальнейшем эволюционировала в сторону религиозной и идеалистической философии.

Конечно, мы лишь вкратце рассказали об учении, созданном Карлом. Социология марксизма и ее значение – обширная тема, однако основные ее понятия были раскрыты в этой статье.

Источник: https://FB.ru/article/255034/sotsiologiya-marksizma-osnovnyie-harakteristiki

Философия марксизма в России кратко, теория, основные идеи, развитие

Марксизм основные идеи и положения. Понятие марксистской социологии

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К.

Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф.

Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму.

Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой».

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану.

Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет.

 Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства.

Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися.

Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К.

Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований.

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов.

Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота.

Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты.

Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий.

Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э.

Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г.

Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством.

Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически».

Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений.

Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии.

Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым.

Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике.

Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих.

В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом.

Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/marksizm

Социология марксизма

Марксизм основные идеи и положения. Понятие марксистской социологии

Карл Маркс (1818-1883 гг.) и его коллега, Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) прославились тем, что вывели совершенно новое для своего времени материалистическое движение. Его следует понимать как синтез классического и нетрадиционного типа научности в области социологической науки. Разрабатывая данное учение, К. Маркс и Ф.

Энгельс исходили в большей степени их натуралистических установок, которые были заложены в позитивизме.

Они требовали не просто рассматривать социальные явления в виде социальных фактов – для них было важно выстраивать обществоведение по образцу, которым руководствовались естественные науки, но при этом объяснять факты с их причинно-следственной стороны.

Замечание 1

Объектом социологии марксизма выступает исследование общества, а также ключевых закономерностей, которые отражают его развитие. Что касается предмета социологии марксизма, то это – изучение наиболее важных социальных общностей, а также социальных институтов, которые играют очень важную роль в развитии человека.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Одним из ключевых принципов, который отражает историческое развитие общества и социальных институтов, с точки зрения социологии марксизма – это признание закономерностей этого общественного развития. Ф. Энгельс, выступая уже после смерти К.

Маркса, отметил, что ключевое его достижение – это открытие «закона развития человеческой истории».

Если мы признаем закономерности – значит, мы признаем действия в обществе различных связей и отношений между процессами и явлениями, которые могут быть сразу нескольких типов:

  • Общие социальные связи и закономерности;
  • Устойчивые социальные связи и закономерности;
  • Повторяющиеся социальные связи и закономерности;
  • Существенные (актуальные в определенный исторический период) социальные связи и закономерности.

В своем развитии общество проходит пять основных общественно-экономических формации. Основу экономической формации составляет конкретный способ производства. Именно он характеризуется через выявление уровня развития, а также характера развития производственных сил.

Здесь же исследователи предусматривают соответствующие этому уровню производственные отношения, которые также обладают своими уникальными характеристиками. К тому же, основой общества может стать и совокупность производственных отношений. Это – его базис, над которым надстраиваются иные отношения и учреждения: государственные, правовые, политические.

В соответствии с данными отношениями и учреждениями человек определяет некоторые формы своего сознания (общественного сознания).

Специфика социологии марксизма

Социология марксизма выступает одной из наиболее известных социологических теорий, которая отражает развитие общества. Она была создана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века.

Исследователи отмечают, что данная теория оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли: в ней функционирование общества, а также сознание живущих в нем людей анализируется через призму тех материальных условий, которые главенствуют в жизни человека.

К тому же, затрагивается проблематика конфликтов в реально существующем и правящем способе производства, что приводит к некоторым противоречиям, требующим разрешения.

Стоит отметить два специфичных момента, которые определяют особенность социологии марксизма.

Во-первых, идеи К. Маркса и Ф. Энгельса рассматриваются, прежде всего, в контексте социальных и культурных ценностей того времени и пространства, в котором проживали непосредственно сами создатели теории. Поэтому будет некорректно, если их идеи будут соотноситься с идеями ленинизма, сталинизма, троцкизма, маоизма.

Замечание 2

Это объясняется тем, что в вышеперечисленных течениях используется лишь авторитет марксизма, а также отдельно взятые (вырванные из контекста) идеи, которые адаптируются к новым социальным и культурным условиям. Следует отделять социологию марксизма от ее постмарксистских течений, школ, которые по ошибке называются марксистскими лишь потому, что в них есть отдельно взятые идеи.

Во-вторых, очень важно заметить, что К. Маркс и Ф.

Энгельс – это первые исследователи, которые начали использовать эмпирические социологические исследования и методы для того, чтобы осуществлять свои идеи и приводить работы на совершенно новый уровень.

Например, они одни из первых разработали «Анкету для рабочих», а также «Положение рабочего класса в Англии», благодаря чему смогли выявить специфику жизни и деятельности рабочего класса, его наиболее характерные черты.

Замечание 3

В социологии марксизма общества рассматривается в качестве объективной и саморазвивающейся системы (реальности). Источник саморазвития – это противоречия и конфликты, которые возникают в материальной жизни человека.

К. Маркс объясняет это тем, что на смену уже существующим производительным силам приходят совершенно новые, более развитые.

Между ними возникает противоречие, поскольку общество осознает значимость изменений, но отказаться от привычных производственных мил тоже довольно непросто.

Из-за этого общество медленно переходит в эпоху социальной революции, и ее разрешение зависит от того, будут ли свергнуты старые устои и приняты новые, или же нет.

Отметим также, что социальная революция не имеет ничего общего с политической сферой: это – закономерное проявление исторической необходимости. Движущая сила развития всегда опирается на противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Все это оказывает влияние на сознание человека, которое затем и отражает реальные противоречия: нежелание подчиняться новым законам, стремление восстановить прежний общественный уклад. Все это складывается в одно из направлений социологии марксизма – так называемый диалектический материализм.

Он очень зависим от того промежутка времени, в котором используется данное понятие, полностью определяется именно им (например, при К. Марксе диалектический материализм применялся для анализа капитализма его времени).

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_marksizma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.