Конспект урока деление клетки митоз. Деление клетки

Урок 10. деление клетки. клеточный цикл. митоз и мейоз. образование половых клеток у животных и растений – Биология – 10 класс – Российская электронная школа

Конспект урока деление клетки митоз. Деление клетки

Биология, 10 класс

Урок 10. «Деление клетки. Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Образование половых клеток у животных и растений.»

3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

На этом уроке мы продолжим узнавать об особенностях размножения. Узнаем какое эволюционное значение имело половое размножение. покажем механизмы митоза и мейоза. Проанализируем биологическое значение митоза, мейоза и оплодотворения и сделаем вывод о единстве живой природы

4.  Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Клеточный цикл, митоз, мейоз, фазы клеточного деления, гаметогенез, оплодотворение.

Амитоз – это простое (прямое) деление клеток, которое встречается сравнительно редко, и при котором клетка разделяется на равные либо неравные части

Митоз (непрямое деление клетки) – это наиболее часто встречающаяся форма клеточного деления, состоящая из нескольких этапов (профаза, метафаза, анафаза, телофаза).

Мейоз (редукционное деление клетки) – это форма деления ядра, при котором число хромосом в клетке уменьшается вдвое, а также происходит трансформация генного аппарата.

Хромосомы (от хромо… и сома), органоиды клеточного ядра, совокупность которых определяет основные наследственные свойства клеток и организмов.

Редупликация – самоудвоение молекулы ДНК

Хроматида – структурный элемент хромосомы, формирующийся в интерфазе ядра клетки в результате репликации (удвоения) хромосом.

Центромера – участок хромосомы, удерживающий вместе две хроматиды.

Веретеноделения — структура, возникающая в клетках эукариот в процессе деления ядра. Состоит из микротрубочек.

5.   Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., с.50-60

Дополнительные источники:

1. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов, А.Никишов, В. Рохлов. Биология, 6-11 классы
Школьный курс. М. «АСТ – Пресс», 2000 г. стр. 394-395

2. А. А. Кириленко ЕГЭ. Биология. Раздел «Генетика» стр. 10-14

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
  3. Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Клеточный или жизненный цикл – период существования клетки от момента ее образования путем деления исходной (материнской) клетки, включая само деление, до собственного деления или смерти

Деление клеток — это естественный процесс, который обеспечивает нормальный рост, развитие и размножение организма. За счет этого увеличивается количество клеток, осуществляется рост тканей, половое размножение и передача наследственного материала. Основные типы деления клеток — это мейоз и митоз. Каждый из этих процессов имеет некоторые особенности.

Митоз — это деление клеток, в конечном итоге которого из материнской клетки образуется две дочерние с идентичным количеством и порядком хромосом.

Подобные процессы постоянно происходит с соматическими клетками организма, обеспечивая рост, развитие, регенерацию тканей и органов. Жизненный цикл клетки можно разделить на интерфазу и митоз.

Интерфаза — это так называемая стадия спокойствия, во время которой идет активный синтез и накопление необходимых для деления клеток веществ. Ближе к началу митоза происходит удваивание количества хромосом.

Митоз же принято разделять на четыре основных стадии. Профаза. В это период можно заметить начало конденсации хромосом. Две идентичные хромосомы соединяются между собой одной центромерой. В начале профазы происходит деление центриоли.

Теперь две дочерние центриоли начинают медленно расходиться к двум противоположным сторонам клетки. При этом они остаются связанными тонкими белковыми нитями — так формируется веретено деления. К концу этой стадии хромосомы сильно укорачиваются и становятся толще и двигаются к экватору клетки.

Метафаза — очень коротка стадия, которая начинается с выстраивания хромосом по экватору клетки. Примерно в то же время одновременно во всех хромосомах происходит деление центромеры. Анафаза — нить веретена деления крепится в центромере хромосомы. В это период дочерние хромосомы медленно двигаются к противоположным полюсам.

Считается, что нити веретена деления не только направляют хромосомы, но и благодаря наличию АТФ сокращаются, ускоряя их расхождение. Телофаза — начинается в тот момент, когда хромосомы уже разошлись к полюсам. Они раскручиваются и становятся менее заметными — возвращаются в состояние покоя.

Вокруг скопления хроматина происходит синтез новой ядерной оболочки. Параллельно с этим происходит цитокинез — цитоплазма и органеллы равномерно разделяются между дочерними клетками.

Мейоз — это способ деления клеток, во время которого образуется четыре гаметы с одинарным набором хромосом. Такие процессы происходят во время образования половых клеток — сперматозоидов, яйцеклеток (у растения таким образом происходит образование спор).

Подобные процессы обеспечивают обмен генетическим материалом и комбинаторную изменчивость. При слиянии двух гамет, каждая из которых содержит лишь половину генетического материала, количество хромосом восстанавливается, но их последовательность изменяется.

Процесс образования гамет состоит из двух коротких мейотических делений, в каждом из которых можно выделить все вышеописанные стадии. Но между двумя делениями нет выраженной интерфазы, и синтез ДНК не происходит.

Следовательно, во вторую профазу вступает две клетки с одинарным набором хромосом (у человека это 46). Результат второго деления — это 4 гаметы, которые имеют по 23 хромосомы. Амитоз

Амитоз — это нехарактерное деление клеток, которое наблюдается довольно редко. При этом клетка сохраняет все физиологические функции. Во время этого процесса не происходит удваивание генетического материала и деления клетки.

Делится только ядро, но без образования веретена деления. В результате такого процесса хромосомы расходятся в случайном порядке — образуется многоядерная клетка.

Стоит отметить, что амитоз, как правило, встречается или в стареющих и умирающих клетках, или же в патологически измененных структурах (опухолевые клетки).

Биологическое значение мейоза

1. Половое размножение.

У организмов, размножающихся половым путем, в результате мейоза образуются 4 клетки с половинным набором хромосом. При оплодотворении гаметы сливаются, образуется зигота, и диплоидный набор восстанавливается.

2. Генетическая изменчивость.

Мейоз создает возможности для возникновения в гаметах новых генных комбинаций, обеспечивая комбинативную изменчивость.

Гаметогенез – развитие половых клеток, образование гамет.

Развитие сперматозоидов – сперматогенез яйцеклетки → овогенез или оогенез.

В обоих случаях процесс включает 3 фазы:

Фаза размножения,

фаза роста,

фаза созревания.

Фаза размножения включает многократные митотические деления, приводящие к образованию сперматогоний или оогоний.

Каждая из них проходит фазу роста, в результате – сперматоцит I порядка или ооцит I порядка включает многократные митотические деления, приводящие к образованию сперматогоний или оогоний.

Каждая из них проходит фазу роста, в результате – сперматоцит I порядка или ооцит I порядка

В фазе созревания происходит мейоз I и мейоз II с последующей дифференцировкой гаплоидных клеток и формированием зрелых гамет.

суть двойного оплодотворения (С.Г. Навашин, 1898 г.)

При оплодотворении пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает по направлению к семязачаткам за счет вегетативной клетки, образующей пыльцевую трубку. На конце пыльцевой трубки генеративная клетка образует 2 спермия. Проникая в зародышевый мешок через микропиле (пыльцевход), один спермий (n) оплодотворяет яйцеклетку (n), а второй (n) – центральную клетку (2n).

В результате оплодотворенная яйцеклетка – зигота (2n) – дает начало зародышу семени, оплодотворенная центральная клетка (3n) образует эндосперм, семязачаток образует семя, покровы семязачатка (интегументы) – семенную кожуру, завязь – плод.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Задание 1.

Клеточным циклом называется:
Тип вариантов ответов: Текстовые, Графические, Комбинированные.Варианты ответов:

  1. период жизни клетки в течение интерфазы;
  2. период от профазы до телофазы;
  3. период от деления до деления;
  4. период от появления клетки до ее смерти.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):4.период от появления клетки до ее смерти

Задание 2.

Текст задания:Вставьте слова в предложение:Мейозом называется ..1.. клеток, при котором происходит ..2.. числа хромосом. При этом из ..3.. клетки образуются ..4.Мейоз состоит из ..5.. последовательных делений, причем удвоение ДНК предшествует только ..6..делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из двух сестринских ..7..Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется ..8..и происходит в..9..деления мейозаПеречень терминов:Кроссинговером, профазе первого, редукционным, редукция,, двух, первому, одной диплоидной, деление половых, хроматид, четыре гаплоидные, двух.
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).Варианты ответа:Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):1.деление половых 2.редукция 3. одной диплоидной 4.четыре гаплоидные 5.двух 6.первому 7. хроматид 8 кроссинговером 9.профазе первогоМейозом называется деление половых клеток, при котором происходит редукция числа хромосом. При этом из одной диплоидной клетки образуются четыре гаплоидныеМейоз состоит из двух последовательных делений, причем удвоение ДНК предшествует только первому делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид.Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется кроссинговером и происходит в профазе первого деления мейоза.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3927/conspect/

Открытый урок

Конспект урока деление клетки митоз. Деление клетки

Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»

Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления и сингапурские структуры. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и сингапурских структур.

Задачи:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами”.

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

Ход урока

Сегодня мы продолжаем работу над разделом “Размножение и индивидуальное развитие организмов”. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1 этап. Актуализация знаний.

1. Что такое размножение?

2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?

3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.

4. Биологическое значение бесполого размножения?

5. Какое размножение называется половым?

6. Какие половые клетки вам известны?

7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?

8. Что такое оплодотворение?

9. Что такое зигота?

10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

2 этап. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

– Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете  из задания.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

  • если наступить на хвост ящерицы, то она егоотбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

  • клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

  • рост человека увеличивается до 18-23 лет;

  • в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2)

– Итак, о каком процессе идет речь?

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание “деление клетки”? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

– Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

Тема Урока. “Деление клетки. Митоз. (слайд 3)

Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

Задачи урока:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

И так, что же это за процесс  – митоз?

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать 
только из предшествующих клеток.       Р. Вирхов

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел  ……….!”(Митоз)(слайд 4, 5)

Структура: «Эй ар гайд» Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них. Высказывания учеников.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы второй графы. (Митоз)

1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)

2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеофрагмента?

(информация, которая изменила их мнение: термин – митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и.т.д.)

1.Интерфаза. Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков.(слайд 8)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз:1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза.(слайд 9)

МИТОЗ

2.ПРОФАЗА – спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления.(слайд 10)

3.МЕТАФАЗА – хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

4.АНАФАЗА – центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

5.ТЕЛООФАЗА – формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез(слайд 13)

6. Значение митоза(слайд 14)

Теперь запишем определение митоза. Митоз- это непрямое деление клетки.

Физкультминутка (слайд 15)

Учитель. У вас на партах лежит приложение2: Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

Митоз – наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования веретена деления, поэтому наследственный материал распределяется случайным образом.

Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают многоядерные клетки. Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др.

После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

Для пометок

V“- уже известно

“–“- противоречит представлению

“+”– является интересным и неожиданным

“?” – не ясно, возникло желание узнать больше.

Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

1. Что стало известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.

Учитель: Впервые амитоз был описан немецким биологом Р. Ремаком в 1841г., А сам термин амитоз был предложен гистологом В Флемингом позднее в 1882.

Также дополнительную информацию об амитозе нам подготовили Эльсияра, Женя и Увайдат, давайте их послушаем.

Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление клетки.

А в чем сходство и различие митоза и амитоза.

Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» карточки

Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)

Примерные причины:

1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.

Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами”.

И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя

3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.

Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

8

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-dielieniie-klietki-mitoz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.