Клетка, её строение, химический состав, жизненные свойства. План-конспект урока по биологии

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки

Клетка, её строение, химический состав, жизненные свойства. План-конспект урока по биологии

Гурная Татьяна Владимировна

учитель биологии МОАУ «СОШ №11 г. Орска»

Предмет Биология

Класс 8

УМК Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: – 3-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 272 с.: ил.

Уровень обучения базовый

Тема урока:

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1

Место урока в системе уроков по теме 1

Цель урока

Создание условий для формирования научного мировоззрения у учащихся о клетке как структурной единице организма человека, ее строении и процессах жизнедеятельности.

Задачи урока

  • организовать познавательную деятельность учащихся по изучению строении клеток организма человека и процессах их жизнедеятельности;
  • воспитывать в учащихся уверенности в своих силах посредствам углубления знаний по предмету;
  • формировать умения работать с текстом, самостоятельно добывать информацию, выделять главное;
  • развивать навыки работы в группах.

Планируемые результаты

  • освоение знаний о клеточном строении организма человека.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области цитологии; работать с дополнительными источниками информации.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей.

Техническое обеспечение урока

Телевизор Samsung CS 21z45zQQ

Ноутбук ASUS

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

Карточки для проведения работы в группах. (Приложение 1)

Презентация

Портреты ученых: Роберт Гук, Антони ван Левенгук, Маттиас Шлейден, Теодор Шванн, Рудольф Вирхов.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

урока

Оргмомент. Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку. Психологически настраивает на работу «Подари улыбку».

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Учитель. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

(Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

Актуализация знаний обучающихся

Проверка знаний. Фронтальный опрос.

1.Раскройте понятия:

  • Части тела;
  • Внутренние органы;
  • Мышцы;
  • Скелет;
  • Полости тела;
  • Диафрагма;

2. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

3. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.

4. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

5. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

Мотивационный этап

Сообщение учащегося «История развития цитологии». (Слайд №3)

Цитология– раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Термин «клетка» впервые употребил Роберт Гук в 1665 году, при описании своих «исследований строения пробки с помощью увеличительных линз». В 1674 году Антони ван Левенгук установил, что вещество, находящееся внутри клетки, определенным образом организовано. Он первым обнаружил клеточные ядра. На этом уровне представление о клетке просуществовало ещё более 100 лет.

Изучение клетки ускорилось в 1830-х годах, когда появились усовершенствованные микроскопы. В 1838—1839 ботаник Маттиас Шлейден и анатом Теодор Шванн практически одновременно выдвинули идею клеточного строения организма. Т.

Шванн предложил термин «клеточная теория» и представил эту теорию научному сообществу. Возникновение цитологии тесно связано с созданием клеточной теории — самого широкого и фундаментального из всех биологических обобщений.

Согласно клеточной теории, все растения и животные состоят из сходных единиц — клеток, каждая из которых обладает всеми свойствами живого.

Важнейшим дополнением клеточной теории явилось утверждение знаменитого немецкого натуралиста Рудольфа Вирхова, что каждая клетка образуется в результате деления другой клетки.

Учитель. Ребята, из курса ботаники и зоологии вам известно строение растительной и животной клеток. Тело человека образовано огромным количеством клеток, которые по строению и составу сходны с клетками животного организма.

Учитель озвучивает тему урока.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Этап ознакомления с новым материалом

Работа в группах. Класс делится на три группы. Обучающиеся получают карточки с заданием.

(Слайд№ 4)

Перед началом работы вспоминаем правила работы в группе:

-Говорим вежливо;

– Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

– Внимательно слушаем;

– Если непонятно, переспросите партнера;

– Четко высказываем свое мнение;

– Соблюдаем порядок на парте;

– Уважаем мнение собеседника.

1 группа

Используя материал учебника (§3.стр.15-16), выполните задания:

  1. Назовите основные части клетки и объясните их назначение.

  2. Изучите строение клетки. Заполните таблицу.

2 группа

Используя материал учебника (§3.стр.16-17), выполните задания:

  1. Из каких основных веществ состоит клетка?

  2. Изучите химический состав клетки. Заполните таблицу.

3 группа

Используя материал учебника (§3.стр.17-19), выполните задания:

  1. Какими свойствами обладает клетка?

  2. Изучите жизнедеятельность и размножение клеток. Заполните таблицу.

Групповая работа по изучению нового материала.

Обучающиеся распределяют информационные ресурсы между собой, обсуждают информацию, выделяют главное, совместно выполняют работу.

Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных обучащихся.

Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

Объединение информации. Заполнение таблиц в рабочей тетради. (слайды №5, №6, №7)

Этап первичного осмысления и закрепления связей и отношений в объектах изучения

1. Каким понятиям соответствуют свойства клеток:

  • Увеличение размеров и массы клетки. (рост)
  • Воспроизведение себе подобных путем деления клетки пополам. (размножение)
  • Созревание в результате которого клетка специализируется. (развитие)
  • Совокупность химических превращений (расщепление, синтез), обеспечивающих рост, жизнедеятельность клетки и обмен веществ с окружающей средой. (обмен веществ)
  • Способность реагировать на различные раздражители окружающей среды деятельностью. (возбудимость)

2. Может ли клетка функционировать без воды? Ответ объясните.

3. Какую роль в клетке выполняют молекулы АТФ

4. Чем отличается рост от развития?

Этап. Постановка задания на дом.

Изучить текст из учебника§3. стр.15-20 ; ответить на вопросы 1-9 стр.19-20 (устно).

Этап подведения итогов урока.

Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Рефлексия «БЛАГОДАРЮ»

Учитель. Ребята, предлагаю каждому из вас выбрать только одного из одноклассников, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Обучающиеся называют одноклассников, аргументируя свой выбор.

Учитель. Благодарю вас за работу на уроке.

Источник: https://infourok.ru/kletka-osnova-stroeniya-zhiznedeyatelnosti-i-razvitiya-organizmov-stroenie-himicheskiy-sostav-zhiznennie-svoystva-kletki-2416871.html

Клетка. Её строение, состав и жизнедеятельность

Клетка, её строение, химический состав, жизненные свойства. План-конспект урока по биологии

Все живые организмы состоят из клеток. Некоторые – всего лишь из одной клетки, например бактерии и протисты.

Другие организмы (растения, животные, грибы и человек) являются многоклеточными.

Клетка – элементарная структурная и функциональная единица живого организма. Клетки обладают всеми признаками живого. Они способны размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде.

Изучением строения клетки и принципов её жизнедеятельности занимается наука цитология.

Тело человека состоит из огромного количества клеток. Они подразделяются на соматические (нервные, костные, мышечные клетки) и половые клетки, служащие для размножения.

В многоклеточном организме клетки взаимодействуют между собой.

Сходные клетки объединяются в ткани, это позволяет организму успешно работать в тех ситуациях, в которых одиночные клетки обречены на гибель.

Заслуга открытия клетки принадлежит выдающемуся английскому учёному Роберту Гуку. Гук переконструировал первый микроскоп Галилея, усовершенствовал его и применил к изучению различных мелких предметов, в том числе и частей растений.

Большинство клеток имеют очень маленькие размеры, поэтому их нельзя рассмотреть невооружённым глазом.

Если поместить под микроскоп тонкие срезы органов человеческого тела (сердца, кожи, печени, крови или мышц), то мы увидим множество разнообразных по форме и размерам клеток, из которых состоят органы. Клетки могут быть плоскими, веретенообразными, шаровидными, иметь отростки. Как правило, их форма зависит от выполняемой функции и положения в организме.

Несмотря на внешнее многообразие, все клетки организма человека имеют единый принцип организации.

Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной, под которой находится цитоплазма, ядро и органоиды.

Органоиды – постоянные структуры цитоплазмы, имеющие разное строение и выполняющие различные функции.

К ним относятся комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, клеточный центр и лизосомы.

Цитоплазматическая мембрана, или плазмалемма, состоит из белков, липидов и углеводов. Она ограничивает цитоплазму и защищает её от внешних воздействий, а также обеспечивает восприятие и передачу информационных сигналов внутрь клетки, осуществляет перенос одних веществ в клетку, других – из неё.

Цитоплазматическая мембрана обладает свойством избирательной проницаемости: одни вещества она пропускает внутрь клетки, а другие – нет, обеспечивая обмен веществ.

Пройдя через плазматическую мембрану, вещества оказываются в цитоплазме.

Цитоплазма – полужидкая внутренняя среда клетки. Она заполняет всю клетку. В цитоплазме размещаются органоиды и протекают все жизненные процессы клетки и обмен веществ. Она находится в постоянном движении.

Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце — ядро.  Ядро – это важнейшая клеточная структура, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Ядро регулирует процессы, протекающие при размножении, обеспечивает передачу наследственных признаков дочерним клеткам, образующимся при делении.

В ядре находятся хромосомы – носители наследственных признаков и свойств человека.

Все клетки человеческого тела имеют по 46 хромосом. Половые клеткисперматозоиды и яйцеклетки – содержат по 23 хромосомы.

Внутри ядра выявляется ядрышко – плотное тельце, которое участвует в образовании рибосом.

Эндоплазматическая сеть состоит из канальцев и полостей. Она делит клеточное содержимое на отдельные отсеки, что позволяет разделить различные химические процессы, которые одновременно протекают в цитоплазме. На эндоплазматической сети происходит синтез и последующий транспорт белков, углеводов и липидов.

Комплекс Гольджи представляет собой единый комплекс густо сплетённых трубочек. Сюда по каналам эндоплазматической сети поступают органические вещества. Здесь они накапливаются, упаковываются в пузырьки и в таком виде покидают клетку.

В клетках всех живых организмов содержится множество округлых телец — рибосом. Это мелкие сферические частицы, состоящие из РНК (рибонуклеиновая кислота) и белков. Рибосомы могут находиться свободно в цитоплазме или быть прикреплены к эндоплазматической сети. В них происходит образование белков, и по каналам эндоплазматической сети они транспортируются в разные части клетки.

Митохондрии ─ вытянутые, овальные тельца с многочисленными внутренними перегородками. Они обеспечивают клетку энергией.

Их основной функцией является синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) – универсального аккумулятора и переносчика энергии, которая используется на жизненные процессы клетки. Митохондрии называют «энергетическими станциями» клетки.

Лизосомы — это небольшие округлые тельца, которые содержат пищеварительные ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Лизосомы принимают участие в расщеплении органоидов.

Клеточный центр расположен вблизи ядра и образован двумя полыми цилиндрами – центриолями. Они располагаются перпендикулярно друг к другу. Центриоли участвуют в делении клетки.

Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. В живых организмах обнаружено более 70 химических элементов.

Все элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %; к ним относят углерод, водород, кислород, хлор, азот, калий, кальций, натрий) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %; к ним относят, например, железо, медь, цинк, йод, бром, никель). Основу клетки составляют углерод, водород, кислород и азот – это органогенные элементы. Они занимают примерно 98% клетки. 

Большинство элементов в клетке находится в виде соединений – веществ. Различают органические и неорганические вещества. К неорганическим веществам относят воду и минеральные соли. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в организме.

Её содержание в разных клетках колеблется от 10% в эмали зуба до 85% в нервных клетках. В клетках молодого организма воды содержится значительно больше, чем в клетках стареющего организма. Вода определяет объём и упругость клетки.

В водных растворах происходит взаимодействие веществ и их транспорт.

Минеральные соли присутствуют в клетке в малых количествах, но они необходимы для нормальной её жизнедеятельности. Например, азот и сера входят в состав молекул белков, фосфор – в ДНК, РНК и АТФ, железо – в гемоглобин, йод – в гормоны щитовидной железы.

К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.  Белки, жиры и углеводы – основной строительный материал цитоплазмы, ядра и органоидов.

Белки занимают в клетке первое место среди органических веществ. Это очень сложные соединения. Например, к белкам относится гемоглобин, он переносит по нашей крови кислород и придаёт ей красный цвет.

Важную роль в организме играют и углеводы. Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза и крахмал. Основная функция углеводов – энергетическая. При распаде глюкозы внутри нашего организма образуется энергия, которая необходима нам для жизни.

Жиры выполняют в нашем организме различные функции:

o        дают нам энергию;

o         накапливаются и защищают от потери тепла;

o         при распаде жиров образуется большое количество воды.

Нуклеиновые кислоты образуются в ядре. Нуклеиновые кислоты бывают двух видов: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Они входят в состав хромосом и участвуют в хранении и передаче наследственных свойств и функций организма.

Клетка – это сложнейшая химическая лаборатория. В ней происходит много превращений, которые осуществляют белки-катализаторы, или ферменты.

Катализатор – вещество, которое во много раз ускоряет скорость протекания реакции, но само в ней не расходуется. Каждый фермент способен ускорять лишь определённые превращения. Например, в клетках ротовой полости есть фермент каталаза. Он разлагает пероксид водорода на воду и кислород. В клетке находится множество самых разных ферментов.

Одним из обязательных свойств живого является размножение.

Размножение клеток – это увеличение их количества. Клетки размножаются делением надвое. В настоящее время доказано, что ни одна клетка не может возникнуть заново из неживых составляющих. Все новые клетки образуются из уже существующих. Внутри ядра располагаются тонкие нитевидные хромосомы.

1. Перед делением клетки в ядре происходит удвоение числа хромосом. При этом образуются два набора хромосом, несущие одинаковую информацию о жизненных процессах.

2. Происходит удвоение центриолей и их расхождение к разным полюсам клетки. От каждой из них отходят нити веретена деления.

3. Затем все хромосомы укорачиваются, уплотняются. Они превращаются в похожие на палочки структуры. В этот момент хромосомы становятся видны в световой микроскоп.

4. Ядерная мембрана растворяется, и хромосомы оказываются в цитоплазме клетки. Они располагаются в центре клетки.

5. А все другие органоиды отодвигаются к цитоплазматической мембране.

6.Затем хромосомы разделяются на две группы. К парным хромосомам подходят нити веретена деления, соединяя каждую хромосому пары со своей центриолью.

7. Каждая из двух групп хромосом перемещается от центра клетки к одному из её полюсов.

8. После этого начинается разделение клетки надвое. Вокруг каждой группы находящихся у полюсов хромосом формируется новая ядерная мембрана.

9. Затем хромосомы превращаются из палочковидных в нитевидные.

10. Одновременно с образованием ядерной мембраны начинается построение перегородки от середины центральной части клетки. Она растёт во все стороны, пока не достигнет наружной цитоплазматической мембраны.

11. В этот момент из одной клетки образуются две дочерние.

На этом процесс деления клетки заканчивается. В результате деления из одной материнской образуются две дочерние клетки, являющиеся копиями друг друга и исходной материнской клетки. Дочерние клетки начинают собственную жизнь.

Источник: https://videouroki.net/video/7-klietka-ieio-stroieniie-sostav-i-zhizniedieiatiel-nost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.