Философия марксизма. Теория познания в философии марксизма

Что такое Марксизм

Философия марксизма. Теория познания в философии марксизма

Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов.

Карл Генрих Маркс (1818–1883)

Марксисты — это сторонники учения Маркса и Энгельса.

Фридрих Энгельс (1820–1895)

Кратко о марксизме

идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.

При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и “двигателем истории”.

Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.

Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие “осознают” эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.

Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.

Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.

Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.

Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало “уничтожением классов”.

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в 40-е гг. XIX века на основе теорий самых различных учёных, философов и др. Например:

  • философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;
  • экономиста Адама Смита;
  • философа Людвига Андреаса Фейербаха;
  • натуралист Чарлз Дарвин и др.

Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе, — это всё, что существует. Эта материалистическая интерпретация мира является неотъемлемой частью марксистского мышления.

Маркс считает, что физический мир не должен объясняться как что-то “сверхъестественное”, что в естественном мире существуют законы, которые объясняют себя сами.

Для марксистской философии, в марксистской теории познания, наука играет самую решающую роль. В. И. Ленин сказал в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, что фундаментальная характеристика материализма происходит от объективности науки, из признания объективной реальности, отражённой наукой.

Диалектический материализм

Теоретическим основанием для философии марксизма послужил диалектический материализм (сокращённо “диамат”), созданный Энгельсом.

Это философское направление:

  • об общих закономерностях и сущности бытия;
  • о законах развития природы, общества и мышления человека;
  • об отношении человека к миру в его развитии и об исторических изменениях в этом процессе.

Для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования, закономерности и категории, которые выражают обобщённо всеохватывающие формы существования и познания.

Диалектической сутью марксизма является принятие всеохватывающей взаимосвязанности предметов и явлений, которые пребывают в безостановочном перемещении и эволюции.

Философия марксизма имеет материалистический характер, а выражается это в том, что лишь материя является для неё фундаментом существующего мира.

Для диалектического материализма материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи.

Сознание же расценивается в качестве свойства высокоорганизованной материи, это особая функция мозга человека, которая может отображать существующий мир вокруг.

Диалектический материализм основан на механистическом материализме (например, учения философа-материалиста Людвига Андреаса Фейербаха). Реальность объясняется движением, которое рождается внутри вещей, а вещи движутся не только внешними силами.

идея диалектики — это то, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, т. е. природа не имеет движения из-за каких-либо внешних причин.

А “материализм” означает, что нет “внешней” реальности. Маркс не идеализировал действительность, но одновременно с этим он не думал, что мир изменён чем-то “духовным”. Такого же мнения был и Энгельс.

Они считали, что природа сама нам предоставляла примеры внутренних изменений. Например, семя — если его посадить и вырастить, оно становится чем-то, что можно съесть; затем семя этого плода можно использовать, чтобы произвести ещё больше плодов, достаточно его только посадить в землю.

То же самое происходит и с обществом — оно меняется внутренними противоречиями, которые сами и спровоцировали эти изменения.

Они вдохновились диалектикой Гегеля и вывели три закона марксизма:

  • “закон перехода количественных изменений в качественные” (всегда существует какой-то “переломный” момент в развитии; например, медленное нагревание воды: в какой-то момент она превратится в пар);
  • “закон единства и борьбы противоположностей” (природа включает в себя внутренние противоречия, антагонистические силы, которые и порождают новые изменения);
  • “закон отрицания отрицания” (любое развитие совершается по спирали, в этом процессе осуществляется отрицание предыдущей стадии, а потом происходит отрицание отрицания и предыдущая стадия повторяется, но в новом качестве; пример с семенем и плодом).

Исторический материализм

Далее немаловажной частью марксистской философии считается исторический материализм. Он связан с диалектическим материализмом и исследует всесторонние закономерности прогресса общества.

Философия марксизма имеет отличительную особенность: она принимает во внимание влияние распространения материализма на толкование истории прогресса социума. А также в понимании роли деятельности человека в познании, сплочённости и обоюдных изменениях материализма и диалектики.

Исторический материализм известен как “истмат”. Его главная идея в том, что материальные изменения в обществе влияют на социальные, такие как, например, в средствах производства.

Например, улучшение транспорта, развитие машинного оборудования на фабриках или даже появление компьютеров и интернета.

Ведь с появлением этих инноваций процессы производства и коммуникации изменились, и с этим развитием изменились не только экономика и производство, но и социум.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).

Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.

Оставшаяся часть — это “прибавочный труд”, а производимая им стоимость — “прибавочная стоимость”.

Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.

Также марксизм говорит о:

  • “потребительной стоимости” (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • “меновой стоимости” (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • “человеческом труде” (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).

Социально-политическая теория марксизма

По мнению Маркса, диалектическая природа истории человечества выражается в борьбе классов. Эта борьба приняла острую форму с развитием капитализма.

В капиталистической системе существуют два основных класса, которые противостоят друг другу, и вокруг них собираются другие менее значимые классы, это: буржуазия (владельцы средств производства) и пролетариат (рабочие).

“Буржуазия производит своих могильщиков. Падение буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны”.
“Коммунистический манифест”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Когда эта ситуация произойдёт, последует радикальное преобразование человечества — революция. Эта революция станет прелюдией к установлению коммунизма и восстановлению свободы.

“На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми антагонизмами прибудет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех”.
“Манифест Коммунистической партии”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Представители марксизма

Некоторые известные представители марксизма, кроме его основателей:

  • Георгий Валентинович Плеханов;
  • Владимир Ильич Ленин (Ульянов);
  • Лев Давидович Троцкий (троцкизм — течение марксизма);
  • Николай Евграфович Федосеев;
  • Михаил Иванович Бруснев;
  • Димитр Благоев;
  • Лев Григорьевич Дейч (основатель организации “Освобождение труда”).

Марксизм-ленинизм

В социалистических странах (включая СССР) марксизм-ленинизм служил официальной основой коммунистической идеологии. Марксизм-ленинизм был создан В. И. Лениным и считается одной из самых радикальных разновидностей марксизма.

Портрет В. И. Ленина, Петроград, 1918 г., фотограф — М. С. Наппельбаум

Марксизм-ленинизм внёс в марксизм несколько новых теорий, но с этим он значительно видоизменился.

Вместе с этим минимальное несоблюдение “марксистской доктрины” воспринималось как очевидный “ревизионизм” (в марксизме — это уклонение от исходных утверждений марксизма) и беспощадно наказывалось.

В. И. Ленин и И. В. Сталин вывели это учение на такой уровень, что для принятия его как достоверного уже не нужны были никакие доказательства.

Главные элементы марксизма-ленинизма:

  • диалектический материализм;
  • исторический материализм;
  • идея партии нового, особенного типа и взаимосвязанная с ней революция;
  • коммунистическая среда;
  • критика капитализма (защищалась ложная идея о тотальном кризисе капитализма).

Разница между марксизмом и марксизмом-ленинизмом

Марксизм-ленинизм был более прагматическим движением, которое двигалось к изменению системы правления. Лидеры приводили в исполнение конкретную стратегию с целью свергнуть капитализм.

Вместе с этим они пытались создать коммунистическую партию и “научить” рабочих иметь “осознание класса” (таким образом они пытались подготовить международную пролетарскую революцию).

Марксизм-ленинизм отличается от простого марксизма тем, что в нём больше действий, эти знания перестали быть простой теорией и превратились в практическое пособие к действию.

Марксизм также не говорил об идее партии нового типа или о связанной с ней революции — эта инновация была внесена Лениным (у Маркса и Энгельса партии описывались такими, какими были и раньше, без нововведений).

Смотрите также значение Политический Режим.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/marksizm/

Теория познания в философии марксизма

Философия марксизма. Теория познания в философии марксизма

Гносеологияраздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Являясь философским учением о познании, любая Т. п. с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его “вписанности” в мир. Хотя Т. п. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с др.

философскими представлениями — о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления Т. п., к-рые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование к.-л. онтологии, неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия.

Материалистическая диалектика, к-рая есть наука “об общих законах движения, как внешнего мира, так и человеческого мышления…” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С.

302) выступает как философское учение о познании, как логика и теория познания марксизма; законы и категории материалистической диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления. Поэтому Т. п.

марксизма в отличие от прежней гносеологии является не только учением о специфических закономерностях познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания мира (Ленин).

Это означает, что в марксистско-ленинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д.

исследуется на основе метода материалистической диалектики и в неразрывной связи с учением исторического материализма, к-рое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру, исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности. История Т. п.

, по существу, начинается с постановки вопроса о том, что такое знание (диалог “Теэтет” Платона), хотя сам термин “Т. п.” появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т. п. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлении буржуазной философии характерно сведение философии к Т. п. (кантианство, махизм).

Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (математическая логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с т. зр. нек-рых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т. п. как философской науки. Диалектический материализм же считает, что развитие специально-научных методов исследования не может в принципе снять философскую проблематику Т. п. Наоборот, оно стимулирует ее, ставя перед Т. п. новые проблемы (напр., исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуального труда) и выявляя в классических проблемах новые аспекты (напр., отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации). Диалектико-материалистическая Т. п. в своем развитии использует данные совр. специальных наук о познании, выступая в качестве их философскометодологической основы.

Сущность материалистического понимания истории к. маркса. критика “экономического материализма”

точки зрения М. материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала

объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе – и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида – материального производства – позволило М. переосмыслить роль духовной деятельности человека.

По мнению М, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности.

Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных блага, деятельности и межчеловеческого общения.

1.Бытие определяет сознание. Т.е. развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации.

2.Роль личности и масс в истории. Историю вершат массы, историческая личность появляется когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории.

3.История развивается на по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне.

4.Все законы диалектики очень четко проявляются в развитии истории.

Формационный подход в философии истории марксизма

Философия истории представляет собой материалистическое понимание истории, которое устраняет из неё всё сверхъестественное, неисторическое. Марксизм показал, что люди сами творят историю, будучи одновременно и актёрами, и авторами всемирноисторической драмы. Однако люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.

Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная

формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации»

Возникновение материалистического понимания истории означало радикальное преодоление спекулятивной философии истории. Философия не претендует больше на то, чтобы рисовать априорную схему всемирно-исторического развития. Хотя изучение прошлого, как и настоящего, не может обойтись без определения теоретических предпосылок, «…

эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение» (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К.

Маркс // Маркс, К., Энгельс Ф., Соч., Т. 3, с. 26).

В системе современной марксистской науки философия истории не образует самостоятельной отрасли.

Соответствующая проблематика разрабатывается преимущественно в рамках исторического материализма (который, собственно, и есть марксистская философия истории), а также в рамках логики научного исследования (логическая специфика исторического метода, виды и формы исторического описания, структуры исторического объяснения и т. п.) и в рамках самого исторического исследования (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретноисторических понятий и т. п.). В центре внимания современных исследователей стоят общие закономерности и диалектика исторического процесса, теория общественноэкономических формаций, глобальные проблемы цивилизации и особенности общественного развития в современную эпоху, а также взаимосвязь истории с другими обществами и естественными науками.

Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как целенаправленный процесс. Историческая динамика общества многообразна, индивидуальна, событийна, неповторима. Несмотря на разнородность, историческое развитие общества осуществляется, в целом, закономерно, хотя в социальной философии истории этот вопрос имеет дискуссионный характер.

Ницше и христианство. концепция сверхчеловека

В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из фрагментов которой – «Безумном человеке» – возникает тема «смерти Бога», авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести, авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами:

«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек». Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования

человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует новый и особый биологический тип.

Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен восстановить в силе все качества человека.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в вечное существование по милости Бога в потустороннем мире.

Ему казалось абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, он высказал поразительную мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти.

И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее?

Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но совершенно по иному, чем в христианстве.

В то время как христианин не боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный высший человек «с гордостью» созерцает бездну.

Люди верят в Бога только потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом.

У Ницше аргументация сведена к минимуму и фрагментарна. Речь не идет о теоретическом опровержении Бога. Констатация факта «Бога нет» не играет решающей роли, хотя, разумеется, Ницше не утверждает и обратного. Он не придает особого значения теоретическому обоснованию этого высказывания.

Существует Бог или нет, – это не так уж и важно, хотя Ницше считает, что Бога нет. Главное для Ницше то, что вера в Бога вредна, что эта вера парализует и

порабощает. Что означают слова «Бог мертв»? – То, что мир лишился своего смысла. Значит, необходимо наполнить мир иным смыслом, вместо умерших ценностей утвердить новые. «Умерли все боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек», – говорит Заратустра.

Смерть Бога открывает возможность свободы создания новых ценностей и сверхчеловека.

В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство – это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.

Философские аспекты психоанализа фрейда

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической . реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов.

Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных.

Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; вовторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.

Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.

Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого.

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью

Источник: https://studfile.net/preview/1660910/page:8/

Гносеология и онтология марксизма

Философия марксизма. Теория познания в философии марксизма

Марксистская гносеология существенно обогатила материалистический вариант классической концепции. Дальнейшее ее развитие классиками марксизма состояло прежде всего в обосновании объективного характера истины, который определяется объективностью материального мира. Конечно, истина не существует вне человеческого познания, и в этом смысле она зависит от субъекта познания.

Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью. Творческое воображение с помощью концептуальных средств создает разнообразные картины реальности, но что в этих картинах истинно, а что — ложно уже не зависит ни от отдельного человека, ни от всего человечества.

И в этом смысле истина объективна. Отдельные люди и даже целые народы могут увлекаться некоторой доктриной, верить в нее и стрстно желать, чтобы весь мир считал ее за истину, но, если она не соответствует реальному положению вещей, она будет объективно ложна и рано или поздно обнаружится.

Признание объективного характера истины — одно из принципиальных отличий марксистской теории истины от прагматистской теории.

В основу своей онтологии диалектический материализм ставит утверждение, что ни какое вещество, ни какая “субстанция” того или иного вещества и т.д не есть и не может быть представлена как всеобщая.

Это утверждение соответствует положению о качественной неисчерпаемости материи как вглубь так и вширь, что, следовательно абсолютным представляется лишь природа как таковая, существующая вне и независимо от человеческого познания, вечно изменяющаяся и бесконечно многообразная.

37. Марксизм- это знания, которые внесли в науку К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР марксизм не подлежал критике, хотя некоторые недоработки в нем уже тогда были очевидны.

В коммунистическом манифесте утверждалось, что с развитием капитализма, пролетариат будет нищать. Пролетариат объявлялся могильщиком буржуазии. Утверждалось, что капитализм достиг конца своего естественного развития. Реальный ход истории не подтвердил такого прогноза. Правда капитализм не изжил своих пороков: безработицы и циклического развития экономики.

Но пролетарии не нищают абсолютно, в развитых странах они достаточно мирно уживаются с буржуазией, а капитализм прогрессирует как в области производства, так и в социальном направлении, используя существенные налоги на социальные программы. Марксизм помогает реально оценивать ситуации в экономике и социологии.

Например, только марксизм дает понимание циклического развития капиталистической экономики. Поэтому наука заинтересована в корректировке этих знаний, с учетом реального хода истории.

38. МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого – К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.) , английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.) , французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.

) , Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.

Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция.

Капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).

Фрейдомарксизм

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдомарксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса

Наиболее видными представителями фрейдомарксизма являются Вильгельм Райх (1897-1957) и Герберт Маркузе (1898-1979). Они наряду с другими фрейдомарксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям.

Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, “эмоциональной уверенности” и “психической устойчивости”.

Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными.

Сексуально неудовлетворенный индивид “субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом”, отчуждается от него, “ввергается в состояние одиночества и изоляции”.

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом “превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда”.

Политические отношения, по мнению фрейдомарксистов, также формируются под влиянием сексуальной энергии людей.

Утверждается, например, что господство одного человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму.

Мазохизм проявляется “в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам”, а садизм – в стремлении превратить человека в “беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится”.

Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства.

Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе “Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде” Г.

Маркузе развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как “постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению”.

В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктов.

Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых институтов и учреждений, закрепляющих человека “в качестве инструмента отчужденного труда”.

Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положения

Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности.

Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может быть достигнуто путем превращения сексуальной энергии в энергию труда как игры творческих сил человека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции “сексуальной экономии”: “Жить секс-экономически – это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу”.

Г. Маркузе выдвинул идею “третьего пути” развития общества (некапиталистического и несоциалистического) , могущего привести к созданию “нерепрессивной цивилизации”, при которой деятельность и поведение людей будут управляться “жизненной энергией любви”.

Сами потребности и влечения людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные изменения, станут более благородными.

В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная по

39. Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Основные труды — принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» («Cours de philosophie positive», т.

1-6, 1830—1842) и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества» (т. 1-4, 1851—1854).

Джон Стю́арт Милл— британский философ, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма.

Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю[3]. Являлся сторонником этического учения утилитаризма.

Существует мнение, что Милль являлся наиболее заметным англоязычным философом XIX век

Ге́рберт Спе́нсер — английскийфилософ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.

Основная цель позитивизма — получение объективного знания

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики.

Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии.

Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу.

В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки..

Источник: https://poisk-ru.ru/s19485t6.html

Философия марксизма

Философия марксизма. Теория познания в философии марксизма

Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс – основатели диалектического и исторического материализма. Первоосновы философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, концепция общественно-экономических формаций и идея коммунизма.

Цель лекции: ознакомить студента с главными философскими идеями марксистского учения.

Основатели марксизма являются Маркс, Энгельс. Наиболее известным последователем философии марксизма является Ленин.

Основные совместные произведения Маркса и Энгельса ” Святое семейство” и “Немецкая идеология “. Произведения Маркса: ” Тезисы о Фейербахе “, ” К критике политической экономии”, “Капитал “.

Произведения Энгельса: ” Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”, “Анти-Дюринг”, “Диалектика природы “.

Философские труды Ленина: ” Философские тетради”, “Материализм и эмпириокритицизм”.

Теоретическим источником марксизма является: философия, политэкономия (труды английских экономистов Смита и Рикардо) научный социализм (являются утопические произведения Сен-Симона, Оуэн, Фурье). Диалектическим источником марксизма является философия Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

Маркс выделял следующие преимущества гегелевской диалектики – принцип развития, однако недостатком считал идеалистическую позицию Гегеля. В философии Гегеля развития и все преобразования существуют только в сфере логики, т.е. чистого разума. Природные и общественные изменения также претерпевают изменения в сфере понятий. Философию Фейербаха также подвергли критике марксисты.

Маркс отметил положительную сторону учения Фейербаха, которая заключалась в признании материализма, однако недостатком этого учения он считал метафизический и созерцательный подход в гносеологии. Более того Фейербах был сенсуалистом, а значит считал чувства главным источником познания.

Маркс считал такую позицию ошибочной, так как из поля зрения упускается активность человеческого сознания.

Маркс и Энгельс сделали революцию в социальной философии, распространив принципы диалектики и материализма на развитие общества и природы. Они стали создателем диалектического материализма. По определению Энгельса, материалистическая диалектикаэто наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В философии Маркса, источником познания является практическая деятельность. Главной гносеологической установкой марксизма является ” Практика – критерий истины “.

Маркс полагал, что Фейербах оторвал сущность человека от его развития, истории. Главный аспект при рассмотрении сущности человека Фейербах уделял его моральным и нравственным качествам, таким, как воля, сила, ум.

Маркс же считал, что сущность человека составляет совокупность общественных отношений, которые подвержены динамике, а значит и сущность человека не является неизменной как в философии Фейербаха, но имеет динамику развития.

Философия марксизма состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Марксистский материализм находился под сильным влиянием развития естествознания в 19в.

Ввиду успеха науки Энгельс считал необходимым изменение характера философии, он признавал ненужность философских систем мира, которые возвышаются над наукой и основаны на умозрительных и априорных методах.

Современный материализм, как считал Энгельс, ” не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии.

Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой совокупной их связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах – формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительные науки о природе и истории”1.

Диалектический материализм.Главной категорией в философии диалектического материализма является понятие материи. Наиболее точное определение материи на сегодняшний день было дано Лениным в произведении ” Материализм и эмпириокритицизм “. До этого в натурфилософии было представлено множество определений понятия материи.

Наиболее рабочее определение материи до Ленина было определение материи как вещества, состоящего из атомов. Однако физика 19в сделал ряд открытий, которые подвергли такое определение критике. Это были открытия радиоактивности в 1896 г., электрона в 1897г.

, была выдвинута Лоренцом теория электронного строения материи, которая постулировала, что атом не есть неделимая корпускула, что внутри атома есть пустота. Более того, при исследовании электромагнетизма было установлено, что и масса электрона не является неизменной и ведет себя изменчиво в зависимости от скорости.

Немецкий физик Освальд произвел синтез материи и духа в понятии энергия. На место материальной субстанции Освальд поставил энергетическую субстанцию.

Ленин считал все эти утверждения не верными, так как надо пересматривать не само понятие материя, тот предел, с которого была познана материя. Определенные атрибуты материи, которые прежде считались абсолютными (например, неделимость атома) стали не абсолютными. Ленину необходимо было дать новое определение материи.

Которое бы учитывало физические достижения и при этом объясняло все природные и общественные явления. Это определение должно было подтверждать новейшие исследования в области естествознания и, конечно, обосновывать материалистическую позицию в отношении основного вопроса философии.

Материя является наиболее широким и предельным понятием как в сфере материальных явлений, так и в области мышления.

Так Ленин посчитал, что материю необходимо определить через противопоставление ее предельно широкому понятию другому более предельно широкому понятию. Ленин дал следующее определение понятию материи:

Материя– это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отсюда вытекает объективизм его философского учения. Материальное существует вне зависимости от человеческого сознания.

Ленин, однако, выделял понятия объективной и субъективной реальности, но при этом считал, что субъективная реальность связана с возникновением мышления, а мышление это уже следующий самый высокий уровень организации материи. Объективная реальность предшествует субъективной реальности.

Ленин выделял определенные атрибуты материи:

  1. движение – это главный способ существования материи. Движение воспринимается не как перемещение материальных тел, но как изменения разного рода. При этом движение понимает предельно широко, как изменение вообще. Энгельс в своих трудах “Диалектика движения” и “Анти-Дюринг” выделил пять форм движения материи:
    • механическая форма
    • физическая форма
    • химическая форма
    • биологическая форма
    • социальная форма
  2. пространство и время. В диалектическом материализме – это есть формы существования материальных тел. Маркс, Энгельс и Ленин придерживались реляционной концепции ( relation – отношение) пространства и времени. С точки зрения марксистов, пространство и время – это система взаимоотношений между взаимодействующими материальными объектами и материальными процессами. Такая точка зрения является противоположной на тот момент господствующей теории Ньютоновской механики, которая исходила из абсолютного понятия пространства и времени, которые существуют независимо от материи.
  3. системность. Этот атрибут материи показывает преобладание в окружающем нас мире организованности над хаотическими процессами.
  4. отражение. Этот атрибут был введен Лениным для решения извечной проблемы в философии – как образуется мыслящая и ощущающая субстанция из неживой материи.

Ленин считал, что живая и неживая материя обладает свойством сходным с ощущением отражением.

Отражение- это способность одних материальных тел в результате их взаимодействия с другими материальными телами, воспроизводить определенные особенности последних в своей собственной природе.

Ленин определил два вида отражения: пассивное и активное отражение.

Пассивное отражение имеет место для физико-химических форм движения материи. Такое отражение не носит избирательный характер и является следствием физико-химических процессов.

Активное отражение имеет место в биологической форме движения материи. Первая форма активного отражения – раздражимость, которая носит избирательный характер. Раздражимость – это до психическая форма отражения. Следующая форма отражения – это психическая форма отражения, которая объясняется наличием нервной системы. Психическое отражение также имеет несколько форм, а именно

  1. Ощущение
  2. Восприятие и представление

Принципы диалектического материализма могут быть сформулированы следующим образом:

  • принцип материального единства:наличие единой материальной основы мира
  • принцип развития,который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания

    Энгельс считал, что для того чтобы увидеть в действии в материальном мире диалектические законы, мы должны рассмотреть предметы во взаимодействии с другими предметами, а не обособленно. Когда мы рассматриваем предметы в движении, в их истории, в их развитии, во взаимодействии друг с другом, то неизбежно обнаруживаем диалектические противоречия, законы и принципы.

    Закон это единство и борьба противоположностей. Энгельс считал, что само понятие движения уже показывает нам осуществление этого закона, потому что при движении тело находится в определенной точке пространства и с другой стороны не находится в ней. Энгельс считал, что возникновение и разрешение противоречия – есть сущность механического перемещения.

    Закон перехода количественного в качественное. Здесь Энгельс обращается к такому примеру из мемуаров Наполеона- сражения между французской кавалерией и мамелюками: два мамелюка побеждают трех французов, сто французов примерно равны ста мамелюкам, триста французов побеждали мамелюков, но не всегда, а тысяча кавалеристов побеждали мамелюков всегда, в силу своей дисциплинированности.

    Закон отрицания отрицания. Энгельс приводил пример из физики. Первая – физика Аристотеля. Первое отрицание – физика Ньютона, второе – теория относительности Эйнштейна.

    Действительно, Аристотель рассматривал пространство замкнуто и разнородно, Ньютон как бесконечное и однородное, а вот в физике Эйнштейна мы видим двойное диалектическое отрицание – пространство и время есть единые свойства материальных систем.

  • принцип диалектического материализма или детерминизма. Этот принцип содержит следующие положения
    1. всеобщая детерминация материальных систем и процессов
    2. необходимым условием детерминации – коренная причинная производительность – принцип причинности.
    3. всеобщая обусловленность носит закономерный и регулярный характер
    4. закономерность и регулярность имеет объективный характер
  • принципы диалектического мышления. Основа познания и критерий истинности в диалектическом материализме является практика. Под практикой Ленин рассматривал, как практическую деятельность индивида, так и общественно-историческую деятельность на протяжении всех поколений. Ленин вывел следующие принципы диалектического мышления:
    1. объективность – объективное рассмотрение предметов познания
    2. системность – подразумевает всесторонне рассмотрение предмета в его наличном состоянии, определение элементов и структуры материальных систем
    3. историзм – рассмотрение предмета в его развитии
    4. диалектическое противоречие – определение диалектических противоположностей и противоречий в истории материальных систем
    5. восхождение от абстрактного к конкретному

Источник: https://www.intuit.ru/studies/courses/612/468/lecture/20815

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.