Эйдемиллер э г психология и психотерапия семьи. Эйдемиллер в

Читать

Эйдемиллер э г психология и психотерапия семьи.   Эйдемиллер в
sh: 1: –format=html: not found

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис

Психология и психотерапия семьи

Нашим Учителям —

нашим родителям, нашим детям,

нашим родственникам,

нашим клиентам и

нашим друзьям посвящаем

От авторов

У каждого семейного психотерапевта была первая семья, с которой он работал, – та, которая, собственно, и помогла сделать «великое открытие» – понять, что у пациентов, оказывается, есть семьи. Один из нас сделал такое открытие в 1970 г. Подросток с шизофренией и его мать вместе явились на сеанс психотерапии.

Мать – энергичная властная женщина – сама заняла свободный стул напротив психотерапевта, сев рядом с сыном, и принялась руководить его поведением. Стало понятно, что они составляют вместе единое целое. Но знания и опыт Э. Г. Эйдемиллера ничего об этом не говорили.

Куда полезнее оказался здравый смысл и искреннее стремление просто понять, что происходило в этой семье, вместо того чтобы приклеивать ей психиатрический ярлык. Об этом первом своем «семейном сеансе» Э. Г. Эйдемиллер рассказал на конференции молодых ученых. К удивлению, его рассказ слушали с интересом, а комиссия присудила за него премию.

Однако в действительности от работы с первой семьей осталось больше вопросов, чем ответов. Какая-то часть ответов была получена в работе со второй семьей, но зато появились и новые вопросы. Так началось для нас то, что продолжается уже почти 30 лет, – семейная психотерапия.

Многие специалисты – психологи и психиатры, и в первую очередь детские, специфика работы которых и заключается в необходимости вступать в контакт с родителями психически больных детей, выслушивать их жалобы – накапливали собственный опыт в семейной психотерапии. Зачастую сообщения родителей бывают единственным источником информации о том, как рос, развивался и как заболел ребенок, кроме того, родители этих детей нуждаются в утешении и поддержке, и все эти задачи приходится решать в комплексе.

Индивидуальный стиль каждого психотерапевта – В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. А. Щеголева, Э. П. Кузнецовой, Е. А. Шаповал, А. С. Спиваковской и других – предопределял своеобразие работы с семьями. У нас была возможность встречаться с ними в формальных и неформальных условиях и обмениваться опытом.

Литературы о семейной психотерапии на русском языке практически не было, за исключением наших собственных статей. Знакомство с зарубежным опытом происходило в ходе личных встреч с такими выдающимися психотерапевтами, как В. Сатир, К.

Витакер, С. Кратохвил, С. Ледер, О. Бах, супруги Кноблох и Шнайдер, Б. Фурман, Киршти Хааланд, А. Куклин и Д. Г. Барнс. Прочтение монографии С. Минухина «Семьи и семейная терапия», вышедшей в 1974 г.

, открыло для нас новый мир структурной психотерапии.

Первую нашу теоретическую статью, посвященную семейной психотерапии, нам удалось опубликовать лишь в 1989 г. в журнале «Семейная психиатрия» под редакцией Д. Хайуэлса в Великобритании.

Мы испытывали большие трудности с концептуализацией собственного психотерапевтического опыта.

Кроме того, чтобы издать монографию по медицине, необходимо было либо принадлежать к ограниченному кругу лиц, для которых были открыты двери издательств, либо искать себе могущественного соавтора, либо иметь сильные, но далекие от науки аргументы в пользу ее опубликования.

Только сильная дружеская поддержка Б. Д. Карвасарского позволила нам работать начиная с 1985 г. над монографией «Семейная психотерапия», которая была опубликована в 1990 г. в Ленинградском отделении издательства «Медицина».

Немало сделали для ее появления и рецензенты – профессор А. Е. Личко и профессор В. К. Смирнов, которые своими доброжелательными критическими замечаниями способствовали ее улучшению.

Было два замечания – слишком большое количество ссылок на постановления съездов ЦК КПСС и то, что собственный опыт и теоретизирование превалировали над опытом и теориями западных специалистов.

Необходимость в ссылках со временем отпала сама по себе, а что касается второго замечания, то на этот раз мы представили более широкую панораму западной семейной психотерапии, оставив за собой право поделиться с читателями нашими собственными мыслями и психотерапевтическим опытом.

Эта книга была написана в результате нашей дружбы и совместной творческой работы, которая началась в 1974 г., когда В. Юстицкис приехал на стажировку в Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева.

Это было время упоенных, жестких, а порой и жестоких дискуссий о необходимости появления среди врачей медицинских психологов, о месте и роли психологических тестов в клиническом исследовании психически больных, о возможностях и эффективности психотерапии, особенно групповой, при неврозах, алкоголизме, шизофрении и психосоматических заболеваниях.

Многие психиатры еще в студенческие годы слышали от своих уважаемых учителей, что самая большая ошибка, которую может допустить психиатр, заключается в том, что вместо «объективного» психопатологического анализа им может быть допущен «субъективный» психологический анализ болезни пациента. Тех психиатров, которые занимались психологией и психотерапией, ортодоксальные психиатры считали фрондерами и едва ли не предателями. В какой-то мере взаимное недоверие сохраняется и по сей день.

Мы хотим назвать имена тех, с кем вместе в конце 60-х – начале 70-х гг. создавали семейную психотерапию в СССР, – Валентины Карловны Мягер, Александра Ивановича Захарова. В 1969 г. В. К. Мягер опубликовала первую в СССР статью о семейной психотерапии.

В память об этом Э. Г. Эйдемиллер и А. 3. Шапиро организовали в 1999 г. Международную конференцию, которая называлась так же, как данная монография.

В 1978 г. вышел под редакцией В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого сборник трудов Психоневрологического института им. В. М.

Бехтерева «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» – первый в СССР сборник, посвященный теоретическим и практическим аспектам семейной психотерапии.

В нем были представлены исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е гг. Это было своеобразное подведение итогов: кто и что сделал на ниве семейной психотерапии.

Развитие семейной психотерапии в России прошло несколько этапов.

Вначале семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники».

Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммировав психопатологические профили, понять сущность семьи как суммы входящих в нее индивидуальностей.

Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медикаменты, занятия AT, сеансы гипноза и т. д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Однако такой подход продержался недолго. Следуя традициям отечественной психологии, и в первую очередь концепции «психологии отношений» В. Н.

Мясищева, семейные психотерапевты помогали членам семьи осознавать и корректировать те паттерны поведения, которые закладывались на ранних этапах онтогенеза.

Этот этап развития семейной психотерапии можно с полным основанием назвать психоаналитическим (психодинамическим).

Начиная с середины 80-х гг. в нашей стране основным становится системный подход к семейной психотерапии, а в дальнейшем – синтез «психологии отношений» В. Н. Мясищева и основных положений кибернетики и системного подхода (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990; Eidemiller E.

, 1996). Семейный психотерапевт перестал играть роль судьи, который собирал информацию у всех членов семьи, оценивал ее и давал семье либо «квалифицированный совет» (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1983), либо предписание – вести себя в определенных ситуациях определенным образом.

Теперь семейный психотерапевт не только осуществляет присоединение к семье, но и входит в нее в качестве элемента, обладающего энергией, информацией и волей, побуждает членов семьи к терапевтическим изменениям, к пересмотру существующих правил и границ, подсистем и коалиций.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=217851&p=1

Эдмонд Эйдемиллер – Психология и психотерапия семьи

Эйдемиллер э г психология и психотерапия семьи.   Эйдемиллер в

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис

Психология и психотерапия семьи

Нашим Учителям —

нашим родителям, нашим детям,

нашим родственникам,

нашим клиентам и

нашим друзьям посвящаем

У каждого семейного психотерапевта была первая семья, с которой он работал, – та, которая, собственно, и помогла сделать «великое открытие» – понять, что у пациентов, оказывается, есть семьи. Один из нас сделал такое открытие в 1970 г. Подросток с шизофренией и его мать вместе явились на сеанс психотерапии.

Мать – энергичная властная женщина – сама заняла свободный стул напротив психотерапевта, сев рядом с сыном, и принялась руководить его поведением. Стало понятно, что они составляют вместе единое целое. Но знания и опыт Э. Г. Эйдемиллера ничего об этом не говорили.

Куда полезнее оказался здравый смысл и искреннее стремление просто понять, что происходило в этой семье, вместо того чтобы приклеивать ей психиатрический ярлык. Об этом первом своем «семейном сеансе» Э. Г. Эйдемиллер рассказал на конференции молодых ученых. К удивлению, его рассказ слушали с интересом, а комиссия присудила за него премию.

Однако в действительности от работы с первой семьей осталось больше вопросов, чем ответов. Какая-то часть ответов была получена в работе со второй семьей, но зато появились и новые вопросы. Так началось для нас то, что продолжается уже почти 30 лет, – семейная психотерапия.

Многие специалисты – психологи и психиатры, и в первую очередь детские, специфика работы которых и заключается в необходимости вступать в контакт с родителями психически больных детей, выслушивать их жалобы – накапливали собственный опыт в семейной психотерапии. Зачастую сообщения родителей бывают единственным источником информации о том, как рос, развивался и как заболел ребенок, кроме того, родители этих детей нуждаются в утешении и поддержке, и все эти задачи приходится решать в комплексе.

Индивидуальный стиль каждого психотерапевта – В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. А. Щеголева, Э. П. Кузнецовой, Е. А. Шаповал, А. С. Спиваковской и других – предопределял своеобразие работы с семьями. У нас была возможность встречаться с ними в формальных и неформальных условиях и обмениваться опытом.

Литературы о семейной психотерапии на русском языке практически не было, за исключением наших собственных статей. Знакомство с зарубежным опытом происходило в ходе личных встреч с такими выдающимися психотерапевтами, как В. Сатир, К.

Витакер, С. Кратохвил, С. Ледер, О. Бах, супруги Кноблох и Шнайдер, Б. Фурман, Киршти Хааланд, А. Куклин и Д. Г. Барнс. Прочтение монографии С. Минухина «Семьи и семейная терапия», вышедшей в 1974 г.

, открыло для нас новый мир структурной психотерапии.

Первую нашу теоретическую статью, посвященную семейной психотерапии, нам удалось опубликовать лишь в 1989 г. в журнале «Семейная психиатрия» под редакцией Д. Хайуэлса в Великобритании.

Мы испытывали большие трудности с концептуализацией собственного психотерапевтического опыта.

Кроме того, чтобы издать монографию по медицине, необходимо было либо принадлежать к ограниченному кругу лиц, для которых были открыты двери издательств, либо искать себе могущественного соавтора, либо иметь сильные, но далекие от науки аргументы в пользу ее опубликования.

Только сильная дружеская поддержка Б. Д. Карвасарского позволила нам работать начиная с 1985 г. над монографией «Семейная психотерапия», которая была опубликована в 1990 г. в Ленинградском отделении издательства «Медицина».

Немало сделали для ее появления и рецензенты – профессор А. Е. Личко и профессор В. К. Смирнов, которые своими доброжелательными критическими замечаниями способствовали ее улучшению.

Было два замечания – слишком большое количество ссылок на постановления съездов ЦК КПСС и то, что собственный опыт и теоретизирование превалировали над опытом и теориями западных специалистов.

Необходимость в ссылках со временем отпала сама по себе, а что касается второго замечания, то на этот раз мы представили более широкую панораму западной семейной психотерапии, оставив за собой право поделиться с читателями нашими собственными мыслями и психотерапевтическим опытом.

Эта книга была написана в результате нашей дружбы и совместной творческой работы, которая началась в 1974 г., когда В. Юстицкис приехал на стажировку в Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева.

Это было время упоенных, жестких, а порой и жестоких дискуссий о необходимости появления среди врачей медицинских психологов, о месте и роли психологических тестов в клиническом исследовании психически больных, о возможностях и эффективности психотерапии, особенно групповой, при неврозах, алкоголизме, шизофрении и психосоматических заболеваниях.

Многие психиатры еще в студенческие годы слышали от своих уважаемых учителей, что самая большая ошибка, которую может допустить психиатр, заключается в том, что вместо «объективного» психопатологического анализа им может быть допущен «субъективный» психологический анализ болезни пациента. Тех психиатров, которые занимались психологией и психотерапией, ортодоксальные психиатры считали фрондерами и едва ли не предателями. В какой-то мере взаимное недоверие сохраняется и по сей день.

Мы хотим назвать имена тех, с кем вместе в конце 60-х – начале 70-х гг. создавали семейную психотерапию в СССР, – Валентины Карловны Мягер, Александра Ивановича Захарова. В 1969 г. В. К. Мягер опубликовала первую в СССР статью о семейной психотерапии.

В память об этом Э. Г. Эйдемиллер и А. 3. Шапиро организовали в 1999 г. Международную конференцию, которая называлась так же, как данная монография.

В 1978 г. вышел под редакцией В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого сборник трудов Психоневрологического института им. В. М.

Бехтерева «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» – первый в СССР сборник, посвященный теоретическим и практическим аспектам семейной психотерапии.

В нем были представлены исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е гг. Это было своеобразное подведение итогов: кто и что сделал на ниве семейной психотерапии.

Развитие семейной психотерапии в России прошло несколько этапов.

Вначале семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники».

Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммировав психопатологические профили, понять сущность семьи как суммы входящих в нее индивидуальностей.

Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медикаменты, занятия AT, сеансы гипноза и т. д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/psy-social/449152-edmond-eydemiller-psihologiya-i-psihoterapiya-semi.html

Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи

Эйдемиллер э г психология и психотерапия семьи.   Эйдемиллер в

Психология и психотерапия семьи” Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. – 672 с. – (Мастера психологии).

Отрывок 

Аннотация:

В книге освещены основные психологические механизмы функционирования семьи – действие вертикальных и горизонтальных стрессоров, динамика семьи, структура семейных ролей, коммуникации в семье.

Приведен обзор основных направлений и школ семейной психотерапии – психоаналитической, системной, конструктивной и других. Впервые авторами изложена оригинальная концепция “патологизирующего семейного наследования”.

Особый интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами.

Оглавление

Oт авторов…………………………………………………9

Предисловие к четвертому изданию……………………………..14

Предисловие к первому изданию………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ………………………………….19

Что такое семейная психотерапия н кто такие семейные психотерапевты? …………20

ГЛАВА 1. Семья как источник психической травматизации личности … 37

Современная семья и нарушения ее функционирования ……………38

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество……………………42

Стадии супружеских отношении …………………………..44

Нарушения жизнедеятельности семьи……………………….47

Семья как источник психической травмы ………………………51

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности…………..53

«Семейная тревога»…………………………………….55

Семеймо обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение…….56

Чувство вины, связанное с семьей………………………….58

Пути выявления семейио обусловленных пенхотравмпрующих состояний …………..59

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму ………60

ГЛАВА 2. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности……..63

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи………………….61

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным ………..61

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория» …….71

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами…..80

Семья психически больного п здравоохранение. Модели взаимоотношений…………83

Семья психически больного н здравоохранение. Модели взаимоотношений………….83

Современные программы помощи семье с психически больным……87

Основные формы помощи семье …………………………..89

Нарушение представлении членов семьи о семье и личности друг друга……………….93

Представления членов семьи о своей семье …………………..93

Пути развития внутреннего образа семьи……………………108

Наивные семейные постулаты ……………………………117

Роль семейных постулатов ………………………………118

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье…………….135

Концепция репрезентативных систем. Современные представления .. 136

Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психологической школы)…………………….149

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье ………………..154

Нарушение межличностной коммуникации в семье………………161

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье … 161

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации……167

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление……………176

Нарушение механизмов интеграции семьи……………………..181

Семья: ее структура и интеграция …………………………181

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи …………………………190

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)…………….192

Механизмы семейной интеграции …………………………201

Семейные мифы………………………………………231

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи …. 235

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семенной психотерапии ……………248

Структура и возрастная динамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности ……………251

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования … 259

ГЛАВА 3. Методы семейной диагностики. Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование……………………273

Изучение семьи и диагностика се нарушении …………………..274

Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семенной психотерапии …………………281

Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование … 306

Техники семенной психотерапии………………………….312

ГЛАВА 4. История развития семейной психотерапии: основные направления и методы………………………….323

История развития семейной психотерапии …………………….324

Школа Пало Алто ……………………………………….329

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия…..337

Семейная системная психотерапия …………………………..341

Теоретические положения……………………………….341

Стратегическая семейная психотерапия ……………………….396

Теоретическое обоснование………………………………398

Семейная коммуникативная психотерапия …………………….401

Теоретическое обоснование………………………………401

Техники семейной коммуникативной психотерапии……………403

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy)………………………………..404 Семенная психотерапия конструктов …………………………424

Семейная поведенческая психотерапия ……………………….430

Супружеская психотерапия ………………………………..433

Постмодернистская семейная психотерапия: модель аналитико-системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой………………………………….443

Семейное консультирование……………………………..447

ГЛАВА 5. Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических и психосоматических расстройств…………………..451

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах………………………….452

Семейная психотерапия при шизофрении ……………………..487

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков……………………………………………509

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимном, эпилептой дном, нстероидном и неустойчивом типах психопатий (при гнпертимном, инертно-импульсивном, демонстра-тивно-гиперкомпенсаторном н неустойчивом типах акцентуаций)………….511

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности (психопатиями) …………………524

Семейная психотерапия при зависимостях …………………….528

Оценка эффективности модели краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии (МКБСГП)………………………..563

Заключение…………………………………………….564

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………567

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии………….568

Приложение 1. Методика «Семейно обусловленное состояние»………569

Приложение 2. Оирогнпк «Анализ семейной тревоги» (ACT) ………570

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)………………572

Приложение 4. Днагностико-психотерапевтпческая процедура «Наивная семейная психология» (HCI1)…………..575

Приложение 5. Оирогнпк «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой……………………..577

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье» Н.Л. Васильевой……………..580

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)………………581

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВНР)………………..587

Приложение 9. Методика «Нормативное сопротивление» (НС)……..591

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам………593

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) ……….600

Опросник для родителей детей в возрасте 3 10 лет ……………600

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года …. 605

Приложение 12. Бланк теста «Семейная социограмма»……………611

Summary ………………………………………………629

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………633

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ………………………………665

P.S.

– Психология семейного воспитания. Семейная психотерапия

– “Психотерапия и психокоррекция детей и подростков” Игумнов С. А. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112 с.

В предлагаемой читателю книге систематически изложены основные понятия и методики клинической психотерапии и психологической коррекции в детском возрасте. Рассмотрены особенности и возможности групповой, игровой, гипносуггестивной психотерапии в детском и подростковом возрасте, а также методы семейной психотерапии. Особое внимание обращено на кризисную психотерапию у подростков.

Книга удачно сочетает в себе популярность изложения сложных понятий современной психологии и психотерапии со строгой научностью и детальностью в описании конкретных психотерапевтических методик.

Эта книга необходима не только врачам, психологам, педагогам, студентам медицинских и педагогических учебных заведений, но и широкой читательской аудитории, особенно родителям, которым небезразличны проблемы душевного здоровья и гармоничного личностного развития их детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Глава 1. Слово — серебро…

Диагностическое интервью в клинической психотерапии 6

Глава 2. Вся наша жизнь — игра…

Ведущие направления игровой психотерапии 12

Глава 3. Трудно человеку, если он один…

Групповая психотерапия 18

Глава 4. Наведение транса…

Недирективные методы гипносуггестии и «направленного воображения» 36

Примеры методов гипнотизации детей 41

Глава 5. Все пройдет, как с вешних яблонь дым…

Гипноанальгезия в детском возрасте ….55

Глава 6. Мой дом — моя крепость! Семейная психотерапия и семейное консультирование 62

Глава 7. Сколько их упало в эту бездну…

Самоубийства у подростков и методы их предотвращения 75

Приложение 1

Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону-Эверли 96

Приложение 2

Рисунок семьи 101

Приложение 3

Краткий словарь психологических и медицинских терминов 103

Литература 107

Источник: https://fusionpiter.ru/articles/psychology-psychotherapy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.