Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Тревожные симптомы у ребенка: когда вызывать скорую? Тревожно депрессивное расстройство у детей с температурой.

Тревожные расстройства у детей

Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Тревожные симптомы у ребенка: когда вызывать скорую? Тревожно депрессивное расстройство у детей с температурой.

Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе.

Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика.

Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста.

Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений).

Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата.

Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти.

Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса.

В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы.

И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове».

Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях.

Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди.

Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой.

Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью.

У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора.

Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии.

Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий.

Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно.

Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения.

Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников.

Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный.

Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов.

В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/anxiety-disorder

Постоянный страх и тревога у детей

Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный? Тревожные симптомы у ребенка: когда вызывать скорую? Тревожно депрессивное расстройство у детей с температурой.

Каждому человеку свойственно испытывать страх, беспокойство, тревогу. Но, в отличие от маленьких детей, наш опыт, знания помогают уменьшить эти переживания или же вовсе искоренить их.

Поэтому многими родителями детские страхи и тревоги зачастую недооцениваются: то, что всерьез пугает малыша, вызывает его острое беспокойство, с позиции опыта взрослого человека кажется пустяком.

Подобный подход к проблеме детских страхов, тревожности чреват различными невротическими проявлениями во взрослой жизни, а также рядом других проблем, которых можно было бы избежать…

Симптомы повышенной тревожности

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Как проявляется страх

Фобия может приобретать различные формы, но суть её одинакова. Человек вряд ли сможет самостоятельно справиться с проявлениями страха, т. к. он считает это нормальными попытками защиты своего чада. Чаще всего боязнь наблюдается у новоиспечённых родителей первенца.

Отсутствие навыков обращения с младенцем в первый месяц его жизни порождают страх причинить вред своему ребенку. Они боятся придавить, уронить или поранить малыша.

Избыток негативных эмоций может привести не только эмоциональному истощению, которое подстегивается недостатком сна и отдыха, но и к прекращению лактации на фоне стресса. Но и в более взрослом возрасте детей излишне опекают.

Чем старше становится человек, тем больше свободы ему требуется. Родители часто ограничивают своего ребенка в:

  • общении со сверстниками;
  • посещении детского сада, развивающих занятий или секций по интересам;
  • самостоятельном изучении внешнего мира;
  • попытках самообслуживания и т. д.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Что нельзя делать:

  • Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка)
  • Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги)
  • Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет)

Что нужно делать:

  • Пытаться исправить собственные проблемы со страхами
  • Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.
  • Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.
  • Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями- повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками)

Как помочь ребенку, страдающему тревожными расстройствами

Чтобы облегчить тревогу у ребенка, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • проявляйте сочувствие. Прислушивайтесь к чувствам ребенка и уважайте их. Это поможет ребенку справиться с тревогой. Не поощряте и не усиливайте неприятные чувства;
  • сохраняйте спокойствие, когда ребенка что-то беспокоит. Научите его техникам расслабления, чтобы он мог их использовать во время приступов тревоги;
  • поощряйте ребенка говорить о его чувствах, задавать вопросы и выражать страхи. Слушайте его, не осуждая. Дайте ему понять, что он всегда может поделиться своими эмоциями;
  • не критикуйте ребенка за совершенные ошибки – это может только усилить его тревогу;
  • старайтесь поддерживать привычный распорядок дня. Изменения могут взволновать ребенка и вызвать у него тревогу;
  • проявляйте гибкость и снижайте свои ожидания от ребенка, когда он испытывает тревогу (например, когда он сдает экзамены, принимает участие в соревнованиях или выступает на сцене);
  • замечайте и признавате маленькие достижения ребенка. Например, если ваш застенчивый ребенок пошел на вечеринку к однокласснику и не испытывал при этом тревогу, похвалите его за это;
  • не задавайте ребенку навязчивых вопросов, не говорите о вещах, которые могут вызвать у него приступ тревоги;
  • если ребенок стал свидетелем негативной ситуации, возможно, в будущем он будет испытывать тревогу. Убедите его, что он в безопасности, и все будет хорошо.

Селективный мутизм

Селективный, или избирательный мутизм, в раннем возрасте проявляется, как упорное смущение разговаривать при других людях.

Если ребенок спокойно общается дома, но не может выдавить и звука в общественном месте, это, скорее всего, симптом избирательного мутизма.

Хотя некоторые воспитатели и преподаватели воспринимают это, как признак застенчивости или упрямства, такое непреднамеренное молчание — повод для визита к специалисту.

https://www.youtube.com/watch?v=e_97yMFVbc8

Селективный мутизм может привести к тяжелым последствиям: он мешает участвовать в общих мероприятиях, хорошо учиться, социализироваться, наконец, он не дает возможности даже спросить, можно ли выйти в туалет, или обратиться за помощью, если ребенку больно. Некоторые дети склонны замирать на месте, когда от них требуют что-то сказать. Другие могут использовать мимику и жесты для ответа без вербального общения.

Помощь психолога

Терапия является результативным средством для преодоления беспокойства у детей. Когнитивная поведенческая терапия имеет позитивные результаты исследований.

Поведенческая терапия для беспокойства включает:

  • методы релаксации;
  • визуальная терапия;
  • воздействие опасной ситуации в клинической обстановке.

Когнитивная терапия для лечения тревоги включает:

  • идентификация и изменение мышления;
  • борьба с иррациональными убеждениями.

Дети также получают информацию о тревожных расстройствах, что выступает частью терапии.

Один из способов уменьшить беспокойство у детей – научить их искать ранние признаки тревоги, а затем реализовать план.

Профилактика

Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

  • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
  • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
  • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
  • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
  • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.

Источник: https://rew-med.info/postoyannyj-strax-i-trevoga-u-detej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.