Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Аюрведа – что это такое? Традиционная система индийской медицины

Аюрведа и современная медицина

Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины

В прошлой публикации мы говорили о значении термина Аюрведа, о происхождении и истории этой древней «науки жизни». Сегодня же речь пойдет об отличиях Аюрведы и современной медицины.

Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.

В наше время каждый человек имеет более или менее определенное представление о современной медицине. В школе мы изучали биологию, основы анатомии и физиологии и тому подобные «медицинские» дисциплины.

Многие наши читатели непосредственно сталкивались с современной медициной, к сожалению, в качестве пациента или родственника пациента. И значительно хуже наши современники знакомы с древней Аюрведой.

Чтобы восполнить этот пробел рассмотрим отличие «мало знакомой» Аюрведы от «хорошо знакомой» современной медицины.

1.Холистический (целостный) подход к здоровью человека.

Аюрведа, как часть Ведической духовной традиции, исповедует холистический (целостный) подход к здоровью человека. Это находит проявление в следующих принципиальных моментах:

  • Глубокий философский подход к здоровью человека с учётом, как материального, так и духовного аспекта бытия.
  • Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией между организмом человека (микрокосмом) и внешней средой (макрокосмом).
  • Целостность человека, как единого биологического объекта: тесная неразрывная взаимосвязь клеток, тканей, органов и функциональных систем.
  • Целостность человека, как единого психосоматического объекта: взаимное влияние сознания, эмоций и физиологии.

Современная медицина, как синтетическая система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья сосредоточила своё внимание на естественнонаучном представлении о человеке, как о биологическом объекте.

Современная медицина сфокусировала свои усилия на доскональном изучении и работе с физическим телом человека.

И такая концентрация внимания на анатомии, физиологии и биохимии позволяет современной медицине достаточно эффективно устранять симптомы острых заболеваний, действовать в ситуациях смертельных опасностей для жизни человека (травмы, ожоги, ранения, отравления, остановка дыхания, остановка сердца и т.п.).

Аюрведа, как холистическая (целостная) наука, охватывает своим вниманием всего человека в его физическом и метафизическом аспектах, как «микрокосм», отражающий всю окружающую вселенную – «макрокосм», в виде семи тел: физическое (анатомия и физиология), эфирное (энергия), астральное (чувства), ментальное (мысли), каузальное (карма), буддхиальное (душа), атманическое (дух).

Таким образом, Аюрведа и современная медицина – это географическая карта и топографический план, отображающие один и тот же объект в разных масштабах.

Аюрведа рассматривает человека в мелком масштабе географической карты менее подробно и не во всех анатомических деталях, но во всех его взаимосвязях с окружающим миром.

А современная медицина рассматривает человека в крупном масштабе топографического плана очень подробно и со всеми анатомическими и биохимическими деталями, но не показывает его взаимосвязь с окружающим миром.

2. Принципиальная разница в методических подходах к здоровью человека.

Есть принципиальная разница в методических подходах к здоровью человека между Аюрведой и современной медициной.

Проиллюстрируем эту разницу на примере балетной постановки «Лебединое озеро». Для того, чтобы театр мог постоянно демонстрировать в своем репертуаре эту постановку необходимо наличие двух составляющих:

  • Замысел балета «Лебединое озеро», закрепленный в либретто, партитуре и хореографии.
  • Люди-исполнители балета: режиссер-постановщик, музыканты и балерины.

Балет «Лебединое озеро» существует в неизменном виде (либретто, партитура и хореография) с 1877 года. За это время сменилось несколько поколений исполнителей: режиссеров-постановщиков, музыкантов и балерин.

Проведём аналогию:

  • Постоянная демонстрация балета – это гомеостаз или поддержание динамического постоянства внутренней среды организма (что и есть, собственно, здоровье).
  • Замысел балета «Лебединое озеро», закрепленный в либретто, партитуре и хореографии – это принципы (законы) по которым происходит круговорот молекул веществ в процессе гомеостаза.
  • Люди-исполнители балета: режиссер-постановщик, музыканты и балерины – это сами молекулы, участвующие в постоянном круговороте веществ в процессе гомеостаза.

Аюрведа сосредоточена на неизменных принципах гомеостаза и законах круговорота молекул веществ в организме человека. А современная медицина изучает постоянно изменяющийся в процессе гомеостаза молекулярный состав.

Исполнители балета могут постоянно меняться, но сама постановка балета остается неизменной. То есть, Аюрведа сосредоточена на фундаментальных, глубинных, сущностных, первичных аспектах здоровья. А современная медицина достигает высот в познании не менее важных, но вторичных, производных, симптоматических аспектов здоровья.

3. Индивидуальный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности.

Аюрведа изучает общие принципы строения человека (метафизическая анатомия), законы нормального функционирования организма человека (нормальная физиология), механизмы развития болезни (патогенез), методы поддержания здоровья, и прочие дисциплины, общие для всех людей.

Но, вместе с тем, Аюрведа провозглашает неповторимость каждого отдельно взятого человека, признает наличие у него индивидуальных психо-физиологических особенностей: генетика, внешность, особенности строения тела и органов, особенности метаболизма, иммунитет, сила, выносливость, темперамент, эмоциональность, стереотипы мышления и многое другое. Все эти индивидуальные психо-физиологические особенности описываются аюрведической конституцией человека (Пракрити), текущим соотношением дош (Викрити) и его ментальной конституцией (манаса-доши).

Таким образом, Аюрведа реализует свои общие принципы с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей пациента в конкретных внешних обстоятельствах: место пребывания пациента и текущее время (сезон года, возрастной период жизни пациента и т.п.).

Индивидуальный подход Аюрведы реализуется во всех направлениях её деятельности: диагностике, профилактике и лечении заболеваний. Приведём пример: современная медицина и западная фитотерапия в лечении сердечной недостаточности широко применяет настойку боярышника.

Аюрведа в этой ситуации действует более избирательно: учитывается не только диагноз, но и индивидуальные психо-физиологические особенности пациента, которые описываются его аюрведической конституцией. Так, боярышник может использоваться в лечении сердечной недостаточности у людей с доминирующими Вата- и Питта- дошами.

Но, боярышник не будет применяться у пациента Питта-типа, так как наряду с пользой для сердца, это растение будет оказывать негативное влияние на другие органы и системы человека с доминирующей Питта-дошей.

Справедливости ради, надо сказать что в последнее время современная медицина также провозгласила курс на персонифицированный подход в лечении пациентов. Но ей ещё многое предстоит сделать в этом вопросе, чтобы преобразовать модные лозунги в конкретные методики.

4. Приоритет профилактики над лечением.

Подтверждением этого принципа является результат большого исследования, проведенного в 90-е годы Всемирной Организации Здравоохранения при Организации Объединенных Наций. Эксперты ВОЗ ООН выявили основные факторы, определяющие здоровье человека:

  • Состояние системы здравоохранения: 7-8%.
  • Экологическая обстановка: 20%.
  • Наследственность человека: 20%.
  • Образ жизни человека: 52-53%.

Поразмышляем над этими данными.

Можно сменить здравоохранение, уехать наблюдаться в лучшие клиники мира, например: Европы или Израиля. Но это требует немалых денег и времени. И это всего на 7-8% может улучшить наше здоровье.

Теоретически можно сменить своё место жительства на более благоприятное в экологическом отношении. И это происходит в наше время – ширится движение экопоселений, но его никак нельзя назвать массовым. И тому много причин: трудности смены работы, проблемы обучения детей вдали от городов, необходимость заботится об престарелых родственниках, которые не хотят покидать насиженные места и т.п.

Наследственность человека – неизменная генетическая константа, находящаяся вне нашей воли.

Как видим, наибольшее влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни: распорядок дня, правила и рацион питания, уровень физической активности и т.п. Кроме того, именно образ жизни в большей степени определяется самим человеком, находится в его власти.

Именно здоровый образ жизни является эффективной и недорогой профилактикой возникновения и развития заболеваний. Болезнь легче предупредить, чем вылечить. Этот признаётся всеми медицинскими системами: современной медициной, традиционной китайской медициной, традиционной тибетской медициной и другими.

Но, именно в Аюрведе принцип профилактики заболеваний посредством здорового образа жизни получил наивысшее развитие, сохранился до наших дней и всегда присутствует в рекомендациях специалиста.

5. Диагностика заболеваний на ранних (доклинических) стадиях.

Успех лечения во многом зависит от правильной постановки диагноза. Как здесь не вспомнить анекдот про медицинский конгресс:

Американец сокрушается: – Вот беда! Лечим больных от сердца, а они умирают от печени…

Француз поддакивает: – А мы от печени лечим – от сердца мрут.

Русский с достоинством: – У нас все в порядке. От чего лечим, от того и умирают!

На самом деле, современная медицина прошла большой путь в деле совершенствования диагностики заболеваний: от деревянной слуховой трубочки – стетоскопа до современных УЗИ, МРТ, КТ и других высокотехнологичных методов диагностики. Всё это помогает современному врачу установить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Аюрведа тысячи лет оттачивала свои специфические методы обследования пациента:

  • Опрос пациента. При этом, кроме анализа содержания ответов пациента, доктор оценивает его манеру разговора, мелодичность голоса и т.п.
  • Осмотр пациента: телосложение; походка; цвет и структура волос, кожи, глаз, губ; запах тела и т.п.
  • Большой объем информации дает пульсовая диагностика, диагностика по языку (лингводиагностика), диагностика по ногтям, диагностика по глазам.

Эти методы аюрведической диагностики только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, они требуют от специалиста длительного обучения и постоянной тренировки.

Методы аюрведической диагностики позволяют обнаружить первые признаки нарушений и определить начало развития патологического процесса на доклинической стадии, задолго до того, как проявятся симптомы болезни, и человек с точки зрения современной медицины ещё считается здоровым. Это даёт возможность устранить выявленные отклонения простыми профилактическими мерами.

Методы аюрведической диагностики позволяют определить «тонкие» энергетические причины уже проявившихся на физическом уровне заболеваний. Это даёт возможность устранить именно причины болезни, а не только её последствия в виде симптомов.

Вместе с тем, в наши дни и аюрведические специалисты могут применять современные достижения научно-технического прогресса. Так, ваш покорный слуга активно применяет в своей консультативной практике компьютерную пульсовую диагностику на аппаратно-программном комплексе «ВедаПульс Professional», которая существенно расширяет возможности классической диагностики.

6. Натуропатические методы оздоровления

Аюрведическая медицина считает человека неразрывной частью («микрокосмом») единого и неделимого внешнего мира сознания и материи («макрокосма»). И это единство заключается в постоянном взаимодействии и обмене материей, энергией и информацией между человеком и окружающим миром.

И болезнь, по большому счету, это есть нарушение этого взаимодействия, обмена и взаимоотношений с другими частями вселенной. А лечение – это восстановление этого единства прежде всего через контакт человека с естественными, природными, натуральными факторами окружающего мира: солнце и звезды, воздух и ароматы, вода и пища, растения и минералы и многое другое. 

Как утверждает Аюрведа, всё в этом мире есть лекарство, если его правильно применять: к конкретному человеку, в конкретных обстоятельствах, в конкретный период времени. Но, верно и обратное: всё в этом мире является ядом, если его применять неправильно.

Таким образом, в Аюрведе для сохранения, восстановления и укрепления здоровья принято применять естественные натуропатические методы оздоровления:

  • Духовная практика: молитвы, мантры, посещение храмов и святых мест, медитации и т.п.
  • Здоровый образ жизни: режим жизни (распорядок дня в соответствии с природными биоритмами, правила и рацион питания, физическая активность, сон и т.п.)
  • Фитотерапия лекарственными травами и минералами.
  • Ароматерапия эфирными маслами и благовониями.
  • Домашние оздоровительные процедуры.
  • Профессиональные оздоровительные процедуры.
  • Занятия йогой и пранаямой (дыхательные упражнения).

* * *

Таким образом, у современной медицины и Аюрведы – есть сходства. Общим объектом внимания обеих медицинских систем является – человек. Их общей задачей является достижение здоровья человека, его физического, психического и душевного благополучия.

В тоже время, у современной медицины и Аюрведы – есть и отличия. В основном их можно свести к следующему:

  • Современная медицина сосредоточила своё основное внимание и усилия на физических аспектах здоровья человека.
  • Аюрведа рассматривает человека во всей его сложной многомерности, как обособившуюся часть («микрокосм») бесконечного мира сознания и материи («макрокосма»).

Сходства и отличия современной медицины и Аюрведы позволяют нам не противопоставлять их друг другу, и не считать их альтернативными, взаимоисключающими дисциплинами, а признать их комплементарными, взаимодополняющими медицинскими системами.

 (продолжение следует)

Александр Семиряжко

Источник: https://ayur-fresh.ru/blog/ayurveda_i_sovremennaya_medicina

Аюрведа – что это такое? Традиционная система индийской медицины

Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины

Среди множества медицинских систем одной из наиболее популярных в последнее десятилетие стало индийское ведическое учение. Мы уже привыкли к слову “аюрведа”. Что это такое? Может ли каждый человек следовать принципам этой системы, чтобы прожить долгую жизнь?

Историческая справка

Главным элементом благополучия в этой науке считается единство и равновесие тела, органов и души.

Возникшее более 1000 лет назад, учение существенно повлияло на развитие не только восточной, но и европейской медицины.

Целебные травы и пряности с давних времен везли из Индии в страны Средиземноморья и Средней Азии, в Китай и Южную Сибирь. Мы и сейчас с удовольствием используем мускус и сандал, корицу и алоэ.

Постепенно завоевывая популярность в мире, к середине XX века индийская аюрведическая медицина стала изучаться и использоваться на Западе.

Центр аюрведы в Израиле, например, – колледж Ридман, в США работает Национальный Институт Медицины Аюрведы. Россия познакомилась и активно изучает базовые положения и процедуры индийской медицины лишь с конца XX века.

Сегодня аюрведа в Москве почти так же популярна и востребована, как и во всем мире.

Основные методики восточной медицины плотно вошли в практику врачей, исповедующих научный подход к исцелению больных. Это и лечебные диеты, и ванны с обливаниями, и диагностика по пульсу и дыханию. Около трехсот пятидесяти тысяч зарегистрированных врачей планеты практикуют аюрведу.

От общих рекомендаций к индивидуальному лечению

Индийская медицина основывается не только на точных науках. Она базируется на философии Санкхья, астрологии и биокосморитмологии, при этом еще и использует знания из области натуропатии (естественные методы лечения болезней).

Согласно этому учению, астрология описывает связь микро- и макрокосма (человека и окружающей среды), дает представление о том, как космические тела влияют на нашу жизнь. Натуропатия известна тем, что предлагает заменить химические лекарства естественной пищей, целебными растениями и минералами.

Главное – индивидуальный подход к каждому человеку. Знатоки утверждают, что, объективно оценив возраст, пол, телосложение, место проживания и биоритмы человека, можно с помощью лекарственных растений и пряностей откорректировать дисбаланс.

Один из канонов аюрведы гласит: «Всё, что окружает нас, является лекар­ством, нужно только распознать его и пра­вильно использовать».

Врач в аюрведе

Человек со всеми своими хроническими заболеваниями – это система с нарушениями функционирования многих органов. Так утверждает аюрведа.

Лечение должен проводить только один врач, который досконально изучит проблему и увидит пути помощи пациенту.

Медик, пользующийся принципами аюрведы, должен быть специалистом во всех областях и уметь помочь всем без исключения пациентам, независимо от того, старик это или ребенок.

И еще одно важное замечание. Восточная медицина предполагает, что основную часть пути к излечению пациент должен пройти сам, строго следуя предписаниям врача. Только в этом случае возможно полное выздоровление.

С давних пор обследование больного проводится по методу «пяти зеркал» – пульс, диагностика по состоянию языка и кожи, иридо- и аурикулодиагностика. Это позволяет не только понять клиническую картину, но и выявить склонность пациента к тем или иным осложнениям.

Борьба стихий

Все мы состоим из элементов пяти стихий: воздуха, воды, земли, огня и космоса. Их баланс, равновесие («Пракрити») соответствует идеальному здоровью, утверждает аюрведа. Что это такое? Стремление целителей направить человека в русло гармонизации души и тела.

Для простоты понимания вспомните о европейских психотипах – медлительные флегматики, вспыльчивые холерики, почти уравновешенные меланхолики и любознательные сангвиники. Найти человека, в котором не представлены все (или хотя бы три психотипа), почти невозможно.

Но выделить доминантный – задача вполне простая.

Так же обстоят дела и в аюрведе. В идеальном состоянии мы должны жить в гармонии всех стихий. Но с самого рождения какая-то одна преобладает.

Доша

Этим понятием описывают не только тип телосложения, но и скорость процессов, происходящих в человеке: метаболизм при пищеварении, мышление, психологическая подвижность и восприимчивость к физическим нагрузкам, темперамент и т. д.

В аюрведе выделено три типа доши. Вата – воздух, Питта – огонь и вода и Капха – вода, земля и космос. До тех пор, пока все доши находятся в балансе, мы здоровы и активны. Но постоянная изменчивость внешних условий и, соответственно, внутренние стрессы выбивают людей из состояния равновесия.

Целью аюрведы называют гармонизацию доши и гуны (психоэмоционального состояния) до Пракрити.

Вода камень точит

И все-таки аюрведа – что это такое? Большинство специалистов говорят, что это гибкая система охраны и корректировки состояния человека. Она предлагает использовать веками проверенные алгоритмы в любом месте и во все времена.

При этом акцент делается на том, что нельзя механически применять известные методики – следует адаптировать их по схеме «место-время-обстоятельства».

Только принимая во внимание особенности климата и географии, культуры и социума, в которых находится пациент, можно создать действенную систему лечения.

Многие лекарства (а точнее – практически все) действуют мягко и постепенно, активизируя внутренние процессы саморегуляции организма. Они не вызывают побочных эффектов, которыми известны химические лекарства.

Центр восточной медицины предложит комплекс мер по «вытаскиванию» болезни наружу, а не залечиванию ее где-то глубоко внутри. И при этом аюрведические лекарства обладают омолаживающим и очищающим эффектом.

Простота и доступность методов лечения позволяет корректировать свое состояние даже в домашних условиях.

Болезнь – учитель

Интересным кажется еще и тот факт, что все болезни рассматриваются не как «зло в последней инстанции», а как учителя, пришедшие указать нам на ошибки.

Описать заболевание, связав его с образом мышления и поведением, и указать нам через «дружественные» болезни на более глубинные и тяжелые недуги – вот на что способна аюрведа.

Что это такое и как это понимать? Современными учеными медиками уже доказано, например, что легкая форма туберкулеза, которую не стоит выгонять из своего тела, согласно ведической философии, отведет от больного бронхиальную астму.

Помните присказку «мысль материальна»? Это один из краеугольных камней учения под красивым названием аюрведа. Мы уже знаем, что эта система связывает воедино вселенную и людей (со всеми их помыслами и деяниями, которые могут повлиять на окружающую среду).

Болезнь рассматривается как нечто, что может остановить и изменить ситуацию, предотвратить последствия того, что мог натворить человек, будучи здоровым. Именно так считает аюрведа.

Лечение позволяет нам загасить энергию, которую мы копим для реализации недобрых, разрушительных намерений. Главное – усвоить, что речь не идет об осмысленном и запланированном зле.

Зависть, критика окружающих, жалость к себе – все это тоже недобрые и пагубные семена для вселенной. А с помощью болезней мы переключаемся и учимся воспринимать действительность по-другому.

Этим красивым словом восточная медицина называет жизненную энергию, от которой зависит статус человека. Причем заметьте: интеллектуальный, духовный и даже социальный. По мнению приверженцев аюрведы, каждый из нас не использует свой потенциал даже на 5%.

И не столь важно, живе ммы в неподходящих условиях или сами очарованы сиюминутными желаниями (заработать больше, получить власть, взлететь по карьерной лестнице и т. д.

) – природа с завидным постоянством подталкивает человека, указывая ему пути самореализации, но мы редко слышим эти подсказки…

Вот и уменьшается оджас. А вместе с этим появляются хронические заболевания и приближается старость. Кроме того, количество оджаса определяет нашу устойчивость ко всевозможным разрушительным факторам.

Среди прочих уменьшающих жизненную энергию явлений можно назвать тяжелый физический труд, длительное голодание, алкоголь и наркотики, тревожные мысли, недосыпание, сухую еду и т. д. Все это ведет к так называемому умственному и физическому несварению, в результате образуются всяческого рода шлаки и токсины (физические и психические).

Человека раздражает буквально все: шум, свет, смех других людей… В нем поселяются страх, нетерпимость и беспокойство. И, конечно, все это ведет к развитию заболеваний.

Как накопить оджас

Несмотря на то, что аюрведа (отзывы ученых-медиков только подкрепляют мнение испытавших на себе методики лечения) рассматривает индивидуальный и комплексный подходы к здоровью каждого пациента, существует множество конкретных рецептов. Например, для увеличения оджаса необходимы здоровый сон и качественная пища. Этой цели служат мед, имбирь, шафран и т. п.

Каждый человек, рождаясь с небольшим запасом оджаса, способен накапливать его в течение жизни. Но главным умением для адепта любой школы, которые предлагает центр восточной медицины, считается умение перераспределять и перенаправлять жизненную энергию. Это касается и йоги, и тантры, и цигун.

Самым действенным способом сохранения жизненной энергии названо воздержание от слишком частых сексуальных отношений. Для обычного европейца это нонсенс. Ведь родиной знаменитой «Камасутры» является Индия.

Аюрведа не требует полного отказа от сексуальных отношений. Адептам предлагается лишь упорядочить свою интимную жизнь, т. к. секс делает человека зависимым, подобно наркотикам.

Есть даже результаты исследования, проведенного учеными из Нидерландов, согласно которым оргазм действует на психику почти как доза героина.

Фундамент здоровья

Восточные целители относятся к оджасу как к величайшему дару Всевышнего.

Для сохранения и пополнения жизненной энергии нам необходимо прилагать усилия: придерживаться правил здорового образа жизни, трансформироваться, заботиться о своей духовной чистоте, контролировать помыслы, чувства и желания.

В «Бхагават Гите» – индийском священном писании – сказано: «Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания».

Опыт поколений – в жизнь

Ведические врачи говорят, что все болезни случаются с нами по незнанию. Мы не умеем прислушиваться к своему организму (а главное – слышать) и его потребностям. Умение распознать в себе Вселенную и научиться управлять ею – одна из задач адепта индийской философии.

Самым важным отличием аюрведы от европейской медицины признан комплексный подход к физическому и духовному благополучию человека, к его мировоззрению и образу жизни.

Любой из нас, без исключения, применяя полученные знания, сможет добиться желаемого результата. Нужно лишь помнить, что чем больше усилий будет приложено, тем ярче окажется и достижение поставленной цели.

В том, что результат действительно будет, сомнений нет, ведь не станут люди 5000 лет практиковать совершенно бесполезную систему.

Источник: https://FB.ru/article/190873/ayurveda---chto-eto-takoe-traditsionnaya-sistema-indiyskoy-meditsinyi

Что такое Аюрведа, ее основные понятия и принципы

Аюрведа как совершенный подход к здоровью и жизни индийской медицины. Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

О Татьяне  Папшевой, соавторе MartaThai.ru читайте здесь.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия “физическое здоровье” и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда “взялись” ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют  Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания – «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме – «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита»  и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи  морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек – тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии.

И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства.

Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» – автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

 Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В “Аштанга Хридаям Самхите” (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, – должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье – фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья – отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам – мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или дхармы.
  • Свастха – понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.
    Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда – счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства – специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни.

Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них.

В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта – одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. – Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. – приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.а) Ахара – «то, что проникает в нас» – питаниеб) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни

    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.

  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии. 
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в  Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5b97670ef8e700adae09f6/chto-takoe-aiurveda-ee-osnovnye-poniatiia-i-principy-5d857f1e2fda8600adc8ae46

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.